ИНТЕРВЬЮ

Мастер за работой: сэр Дон Маккалин в Калькутте

Sir Don McCullin works through the crowds with cinematographer Chris Clarke (left): “We had to be quick on our toes, because of the fast pace of where we were shooting,” says Chris. “These environments were either really cramped, or places that were quite open but crowded with thousands of people.”  © Lance Miller
Сэр Дон Маккалин и оператор-постановщик Крис Кларк (слева) общаются с местными жителями: «Нам приходилось много двигаться, потому что съемки происходили в очень быстром темпе, — говорит Крис. — В городе полно узких улочек, но также есть много открытых мест, где всегда огромное скопление людей». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Лэнс Миллер

Режиссер Клайв Бут, оператор-постановщик Крис Кларк и менеджер сэра Дона Маккалина Марк Джордж рассказали нам историю о том, что происходило за кадром съемок документального фильма «Маккалин в Калькутте».

За свою долгую карьеру Дон Маккалин принимал участие во многих фильмах, где рассказывал об искусстве фотографии, но кадры, на которых фотограф был запечатлен во время работы, — это большая редкость. Когда самый известный фотожурналист мира одобрил идею, и команда стала обсуждать будущий документальный фильм о поездке Маккалина, все участники проекта знали, что им выпал редкий шанс создать то, что вызовет интерес у любого, кто имеет отношение к миру фотографии. Вопрос был в том, куда Дон собирается поехать…

When considering where in the world to film the documentary, McCullin suggested Kolkata  – “the most unbelievable city in the world” – as where he’d like to go. © Don McCullin
Во время обсуждения места съемок Маккалин предложил Калькутту, сказав, что это «самый невероятный город в мире». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Сэр Дон Маккалин

Опасная территория

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Изначально мы планировали снимать в Ливане, но ИГИЛ стал проявлять там активность, и ехать туда стало слишком опасно, — говорит Марк. — Мы обсуждали идею съемки древнеримской архитектуры в Турции, но ведь Дон стал известным благодаря съемке людей, и мы хотели запечатлеть именно этот процесс».

«А потом Дон сказал: "Если вам нужны люди, тогда нам надо ехать в Калькутту. Это самый невероятный город в мире". Когда Дон говорит такое, ты знаешь, что все будет в порядке».

Когда Марк, который также являлся продюсером фильма, подготовил все нужное для съемки, Клайв пригласил в команду известного оператора-постановщика Криса Кларка. К ним также присоединились специалист по звуку Шон Смит и ассистент Дона Роджер Ричардс.

Перед поездкой в Калькутту в одной из студий квартала Сохо в Лондоне было записано интервью с Доном. Эта запись затем использовалась для закадрового комментария, и на ее основе съемочная группа смогла выстроить концепцию фильма.

Насыщенный пейзаж

Наконец, весной 2017 года, после нескольких месяцев подготовки и встреч, группа отправилась в Калькутту, которая находится в индийском штате Западная Бенгалия. Дон раньше уже бывал в этом городе и предлагал места для съемок, но было решено, что для съемки не будут использоваться какие-либо заготовки.

Sir Don McCullin is famous for photographing humanity – it’s the people that drew him to Kolkata.  © Sir Don McCullin
Сэр Дон Маккалин известен фотографиями людей, и именно за этим он приехал в Калькутту. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Сэр Дон Маккалин
Cinematographer Chris Clarke films Sir Don McCullin through the streets of Kolkata. © Lance Miller
Оператор-постановщик Крис Кларк снимает сэра Дона Маккалина на улицах Калькутты. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Лэнс Миллер

«Мы отправились туда, где и Дон, и мы могли сделать много отличных и ярких кадров, — говорит Клайв. — Он выбрал для съемки несколько мест, чтобы обойти их все за 3–4 дня, и все, что нам требовалось, — это дать ему заниматься своим делом и не вмешиваться. Это и стало основным принципом работы. А уже потом мы выбрали лучшие моменты из того, что отсняли».

Мы хотели воссоздать подход Дона к фотожурналистике.

Пока Дон фотографировал Калькутту на Canon EOS 5D Mark IV, Клайв, который выступал и в качестве режиссера, и в качестве второго оператора, и Крис снимали Дона на камеры Canon C300 Mark II. Они использовали зум-объективы EF, в основном 16-35mm f/2.8 и 24-70mm f/2.8, и снимали все без дополнительного освещения, практически всегда держа камеру прямо в руках.

The whole crew were shocked by the extraordinary energy and endurance of the 82-year-old Don, pictured here shooting in a market. “The years just disappeared and his reactions were phenomenally quick,” says Director Clive Booth.  © Sir Don McCullin
Все члены съемочной группы были поражены энергичностью и выносливостью Дона, которому на тот момент уже исполнилось 82. «Годы будто испарились, его реакция была феноменальной», — говорит режиссер Клайв Бут. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Сэр Дон Маккалин

«Мы хотели воссоздать подход Дона к фотожурналистике. У него есть две камеры и пара объективов, этим он и снимает, — говорит Крис. — Мы хотели следовать этому принципу. На деле же нам приходилось много двигаться, потому что съемки происходили в очень быстром темпе. В городе полно узких улочек, но также есть много открытых мест, где всегда огромное скопление людей».

Непростые условия

Обычно съемки происходили ранним утром, а затем в середине дня Дон и съемочная группа делали перерыв. Отчасти это было необходимо по причине невероятной жары и влажности, но снимать было тяжело и из-за слепящего солнечного света. Однако Клайву уже тогда казалось, что подобные съемки принесут свои плоды.

Don McCullin has been filmed discussing his photography many times in his long career, but rarely has he been shown shooting in the field.  © Lance Miller
За свою долгую карьеру Дон Маккалин принимал участие во многих фильмах, где рассказывал об искусстве фотографии, но кадры, на которых фотограф был запечатлен во время работы, — это большая редкость. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Лэнс Миллер
Prior to heading for Kolkata, Don was interviewed in a studio in Soho, London. This material allowed the team to find the narrative, and provided the voic over for the film. © Lance Miller
Перед поездкой в Калькутту в одной из студий квартала Сохо в Лондоне было записано интервью с Доном. На его основе съемочная группа смогла выстроить концепцию фильма и получить качественный текст для закадрового комментария. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Лэнс Миллер

«Я сразу же почувствовал, что такой подход работает, — говорит он. — В первый день мы прямо с утра поснимали на местном рынке, а затем после полудня Дон фотографировал посреди огромной толпы людей, которая была повсюду. О безопасности больше никто не думал. В конце дня мы с Крисом решили, что это был самый интересный день съемок за все то время, что мы занимаемся фильмами».

Он напоминал мне животное, которое сидит в клетке внутри машины, так и готовое рвануть на свободу.

Все члены съемочной группы были поражены энергичностью и выносливостью Дона, которому на тот момент уже исполнилось 82. «Годы будто испарились, его реакция была феноменальной, — говорит Клайв. — Он напоминал мне животное, которое сидит в клетке внутри машины, так и готовое рвануть на свободу. Когда что-то привлекало его, он сразу же говорил "Стой, стой, стой! Надо это заснять" и погружался в съемку. Дон всегда ищет глазами кадр, его локатор всегда включен».

Крис соглашается с ним. «Когда он цепляется глазами за будущий кадр, он резко перестает говорить и концентрируется только на нем. Он крайне увлеченно подходит к делу. Он не просто хочет найти лучшую композицию, главное в его кадрах — это взаимодействие с людьми. Было невероятно наблюдать за тем, как он работает».

“We were going to an environment that was rich in imagery for Don, and us too,” says Clive. “It was really about putting him in that situation and enabling him to do his thing without us being intrusive.”  © Sir Don McCullin
«Мы отправились туда, где и Дон, и мы могли сделать много отличных и ярких кадров, — говорит Клайв. — Все, что нам требовалось, — это дать ему заниматься своим делом и не вмешиваться». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Сэр Дон Маккалин

Съемки оправдывали ожидания Дона и съемочной группы, но затем произошла неприятная ситуация, которая чуть было не сорвала дальнейшие съемки. Марк, который пытался арендовать оборудование для освещения, столкнулся не только с огромным ценником, но и с необходимостью нанять 18 местных жителей для работы в съемочной группе. «Они сказали: "Если вы нас не наймете, мы найдем место, где вы проводите съемки, изобьем вас и заберем все камеры и оборудование. Не думайте, что полиция поможет вам — они будут на нашей стороне"». Марк понял, что столкнулся с организованной преступной группировкой — чем-то наподобие индийской мафии, — и решил свести риск к минимуму. «В конце концов, мне удалось заключить с ними сделку; я согласился нанять 5 человек. Они так и не появились, зато в последний день пришли все 18. У всех были сломаны носы и уши — на таких никто не захочет нарваться!»

Мы найдем место, где вы проводите съемки, изобьем вас и заберем все камеры и оборудование.

Редактирование на расстоянии

Съемочная группа вернулась из Калькутты с видеоматериалом на 15 часов. Процесс редактирования фильма занял около трех недель, его выполнял Клайв и его редактор Тристрам Эдвардс. Они стали первыми в мире людьми, которые использовали новый виртуальный сервис для совместной работы Adobe Team Projects. Клайв, работая в Adobe Creative Cloud у себя дома в Дербишире, мог видеть экран Тристрама, пока тот работал в Лондоне. Тристрам выкладывал отрезки видео, и они оба одновременно просматривали и работали над ними.

For all of the team pictured here, it was an all-consuming project. “There’s no single aspect of the film I'm not immensely proud of,” says Director Clive Booth. © Lance Miller
Все участники съемочной группы были очень увлечены проектом. «Нет ни одной составляющей фильма, которой я не был бы доволен», — говорит режиссер Клайв Бут. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. © Лэнс Миллер

Получившийся 19-минутный фильм глубоко раскрывает образ мастера фотографии во время работы в условиях, которые действительно требуют особой выдержки. Это в меньшей степени фильм с идеальной картинкой, но в большей степени фильм-свидетельство того, как работает человек, который смог создать некоторые из наиболее известных по всему миру изображений. «Уникальность фильма в том, что мы показали, как он делает это, и вы можете наблюдать весь процесс, — говорит Крис. — Это не только техническая сторона съемок, но и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. На это невероятно интересно смотреть».

Клайв работал с полной отдачей и остался доволен полученным результатом. «Нет ни одной составляющей фильма, которой я не был бы доволен, — говорит он. — Это включает и тему фильма, и картинку, и аудиодорожку, и редактирование. Нам удалось показать миру того Дона, которого большинство до этого не видело, и я благодарен Canon за предоставленную возможность творить свободно. Положа руку на сердце, скажу, что это моя лучшая работа».

Автор David Clark


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас