ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Почему цвет имеет значение в фотографии: от традиционной теории цвета до творческих приемов

Цвет является одним из важнейших инструментов, доступных фотографам. В этой статье три профессионала рассказывают о том, как схема цветопередачи Canon позволяет им точно воссоздавать на снимках цветовую гамму.
Девушка-модель стоит, раскинув руки, на темном фоне среди дымки на этой фотографии в синих тонах, созданной Джеймсом Масселуайтом.

«Цвет может показаться людям чем-то пугающим, поэтому я стараюсь начинать с цветов, которые им комфортны, и только затем включать в кадр элементы, о которых они и не задумывались, — говорит Джеймс Масселуайт. — Мне нравится, когда заказчик видит изображение и признает, что никогда бы не подумал, что тот или иной прием может сработать. Это подчеркивает их доверие ко мне и желание создать нечто особенное». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 93 мм, 1/16400 сек., f/5 и ISO 2500. © Джеймс Масселуайт

Золотой закат над романтичным пейзажем, брызги красной помады, яркие перья — каждый из нас может прочувствовать атмосферу сцены, оценив ее цветовую гамму. В сочетании с освещением цвет является одним из наиболее важных и ярких элементов любой фотографии или видео. При умелой работе с цветом автору снимка не составит труда наполнить изображение эмоциями и энергией, подчеркнуть атмосферу, а также лучше передать выбранную историю.

Однако цвет — это нечто большее, чем просто яркий наряд или выбор заднего плана. Как применять принципы гармонии и контраста, чтобы рассказать историю? Как выбирать настройки и приемы съемки для точной демонстрации объектов зрителю? В этой статье мы попросили трех профессиональных фотографов рассказать о том, почему цвет следует подбирать, исходя из истории.

Девушка с розовыми волосами, розовыми тенями для век и розовой помадой на зеленом фоне закрыла глаза и откинула назад голову на фотографии, созданной Джеймсом Масселуайтом.

«Лучший способ добиться контраста на изображении — это использовать комплементарную цветовую схему, — говорит Джеймс. — К примеру, это может быть сочетание красного и зеленого, однако не стоит ограничивать себя этим. Также можно играть с насыщенностью, плотностью и оттенком каждого из цветов». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 99 мм, 1/160 сек., f/5 и ISO 100. © Джеймс Масселуайт

Две женщины в красных платьях держат в руках розы, стоя на красном фоне, на этой фотографии, созданной Джейд Кешией Гордон.

Джейд Кешия Гордон сделала этот снимок для бренда косметики для волос накануне Дня святого Валентина. «Несмотря на то, что модели одеты в красные платья и позируют на красном фоне, я хотела создать между ними и задником некую границу с помощью освещения и вместе с тем подчеркнуть их оттенки кожи», — говорит она. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, адаптером крепления Canon EF-EOS R и следующими параметрами: 24 мм, 1/125 сек., f/8 и ISO 160. © Джейд Кешия Гордон

Джеймс Масселуайт, студийный портретный фотограф из Великобритании, не боится экспериментировать с яркими цветами, и такой подход принес ему несколько наград. «Я часто выстраиваю изображение, используя определенные цвета, чтобы направить взгляд в нужные точки портрета, — говорит он. — Мне нравится, насколько кардинально может поменяться атмосфера портрета с добавлением того или иного цвета».

Джейд Кешия Гордон, фэшн- и бьюти-фотограф из Лондона, регулярно работает с яркими образами, особенно когда снимает для брендов косметики. «При съемке уходовых средств я замечаю, что на мудборде много схожих оттенков — бежевых, белых и телесных тонов, — говорит она. — Я призываю клиентов использовать цвет, поскольку с ним разница на итоговых снимках видна невооруженным глазом».

Работы Марисы Мартинс, свадебного и документального фотографа из Португалии, характеризуются использованием дневного света и красивыми естественными оттенками — за такую визуальную эстетику она так популярна у клиентов. «Я всегда думаю о цветовой гамме, прежде чем нажимаю кнопку спуска затвора, — говорит она. — Я более чем уверена, что схема цветопередачи Canon сможет продемонстрировать те различия в оттенках кожи, что я наблюдаю сама».

Все они опираются на точную цветопередачу, которую обеспечивают и камеры, и принтеры Canon. Узнайте, как технологии и схема цветопередачи Canon сыграла ключевую роль в формировании индивидуальных стилей каждого из них.

Canon connected james musselwhite

Применяем теорию цвета в фотографии

На традиционном цветовом круге цвета, дополняющие друг друга, такие как красный и зеленый, называются комплементарными — они расположены друг напротив друга и могут использоваться для создания энергичного контраста, в то время как оттенки, расположенные рядом и известные как аналоговые, обеспечивают более спокойный и приглушенный визуальный образ.

Джеймс использует комплементарные цвета, когда хочет, чтобы основной объект выделялся на фоне. «Модель в синем наряде можно расположить на оранжевом фоне, а затем применить оранжевый гель для акцентирующего контурного света и таким образом отделить объект от фона, — рассказывает он. — У нас есть гели немного меньшей плотности, чем используются для создания цветового оттенка на основном источнике света, и я всегда экспериментирую с оттенком контрового света, чтобы сделать портреты более драматичными».

Любые аналоговые сочетания, то есть содержащие схожие оттенки, лучше справятся с задачей объединить ряд элементов в группу, не создавая слишком резкого контраста. «По окончании съемок я пробую, к примеру, найти сочетание синего наряда с розовыми или пурпурными гелями. Это гели малой плотности, однако более важно, что они дают мне право на ошибку.

В отличие от него, Джейд — настоящая фанатка монохромных цветовых решений и использует множество смежных оттенков, чтобы передать сезонные образы и посыл истории при студийной съемке. «Многие стараются не использовать определенные задники при съемке людей, чтобы избежать недостаточного контраста с оттенками кожи, однако даже небольшое отличие цвета между объектом и фоном сразу же создает между ними резкую границу», — говорит она.

В то же время Мариса, которая проводит съемки на локациях, любит искать «случайные сочетания» цветов в окружении. Бывает, что она подбирает фон под наряд человека, а также ищет возможность изолировать участок сцены, чтобы убрать из кадра все лишнее. Как и Джеймс, она говорит, что выбор всегда обусловлен тем, какую историю она стремится рассказать. «Если я работаю над коммерческим заказом и могу полностью управлять и сценой, и объектом, то ищу настоящую гармонию», — поясняет она. Ее семейные документальные съемки не имеют столь четко выстроенного курса, однако по отношению к ним она применяет те же принципы. «Я одержима цветами, которые повторяются в совершенно разных средах съемки, — добавляет она. — Они заставляют зрителя задуматься и обратить на снимок особое внимание».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Двое детей в одинаковой синей одежде в клеточку держатся за руки, а девочка слева кладет руку на темно-синие перила с изысканным орнаментом на этой фотографии, созданной Марисой Мартинс.

«Фотографируя в тени при резком дневном свете, вы получите синий оттенок поверх белых тонов, — поясняет Мариса Мартинс. — Поэтому мне нравится выбирать даже более теплый баланс белого, чем тот, что я считала оптимальным во время съемки, чтобы создать ощущение теплого лета». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/4.5 и ISO 160. © Мариса Мартинс

Женщина трогает языком край рта, смотря прямо в камеру и протягивая руки в сторону объектива, на этой фотографии, созданной Джейд Кешией Гордон.

«Выбранные вами цвета могут многое рассказать о человеке или бренде», — говорит Джейд. Для этого портрета модели Оливии Метц, созданного во время мастер-класса, спонсированного Canon UK, она решила использовать синий в качестве основного цвета. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 26 мм, 1/100 сек., f/8 и ISO 100. © Джейд Кешия Гордон

Цветовая температура: точный выбор и эксперименты

Технология цветовой матрицы Canon анализирует условия освещения и цветовую температуру сцены, а затем подстраивает настройки цветопередачи на камере для наиболее реалистичной цветовой гаммы на изображениях. Джейд гордится тем, что умеет максимально точно передавать на снимках как светлые, так и темные оттенки кожи, — она считает Canon EOS R5 настолько эффективной, что даже не настраивает на ней ручной баланс белого. «В большинстве случаев я выбираю предустановку Canon "Дневной свет", однако когда в Лондоне пасмурно, и мне хочется теплоты, я устанавливаю режим "Тень", — говорит она. — Я также иногда использую золотистый отражатель, который придает коже более теплый оттенок, опять же меняя цвет на менее очевидный».

Настройка баланса белого — это простой способ отрегулировать цветовую температуру сцены согласно текущим условиям освещения. Джеймс вручную выбирает баланс белого около 4600 К и снимает в формате RAW, чтобы свободно заниматься постобработкой. «Для меня очень важно в начале съемки отснять серую карту, — говорит он. — На основе результата я выстраиваю цветовой профиль, в котором будет проходить вся фотосессия».

Несмотря на ручную настройку, ему нравится использовать «неправильный» баланс белого, когда он работает на локации со смешанным светом, который не может контролировать. «Эксперименты с цветовым балансом могут привести к неожиданным результатам, — отмечает он. — Это просто еще один инструмент, с которым можно попробовать разные варианты».

Two people sit together in front of a Canon Cinema camera on a shoot set, one person with their arm around the other from the back.

Кинематографичные приемы освещения при съемке видео

Что такое кинематографичное освещение и как использовать его в создании видеосюжетов? Узнайте больше о разнообразных приемах освещения при съемке видео.
Женщина в розовых штанах и белом топе держит в правой руке розовую куртку и позирует на розовом фоне на этой фотографии, созданной Джеймсом Масселуайтом.

Выбор цвета должен быть обусловлен посылом истории, и Джеймс рекомендует фотографам продумывать, чего именно они хотят достичь. «Что именно должен увидеть зритель на моей фотографии? Хочу ли я, чтобы он о чем-то задумался, или это должны быть яркие эмоции? Ответы на эти вопросы зададут направление для работы и помогут вам создать лучший портрет», — говорит Джеймс. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM) и адаптером крепления Canon EF-EOS R при следующих параметрах: 55 мм, 1/160 сек., f/7.1 и ISO 100. © Джеймс Масселуайт

Портрет длинноволосой брюнетки в пурпурном топе, которая смотрит в камеру на синем фоне; фото создано Джейд Кешией Гордон.

Во время пробных съемок в личной студии Джейд ей хотелось поэкспериментировать с яркими оттенками цвета. «Я подумала, что синий фон поможет создать контраст с кожей модели Мелы Чайлд и сделает снимок ярче, а также выбрала верхнюю одежду с градиентным орнаментом, чтобы добавить цвета», — поясняет она. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro II USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/6.3 и ISO 50. © Джейд Кешия Гордон

Возможности процессоров DIGIC

Благодаря процессору обработки изображений Canon DIGIC новые камеры Canon могут обрабатывать большое количество данных изображений за минимальное время, обеспечивая естественную цветовую гамму и градацию тонов. В итоге Джеймс стал полагаться на тональный диапазон и глубину цвета, обеспечиваемые его беззеркальной камерой. «Моя Canon EOS R6 предлагает широкий динамический диапазон при съемке как в RAW, так и в JPEG, — говорит он. — Очень здорово, что где бы ни велась съемка мне удается отправить несколько изображений себе на телефон для публикации, и цвета на них остаются яркими и насыщенными».

Две девочки улыбаются, смотря на экран смартфона, пока женщина в правой части кадра держит свой смартфон на вытянутой руке на фоне темно-синих стен. Фотография создана Марисой Мартинс.

«Для меня цвет — это четвертое измерение, сразу после освещения, композиции и момента, — говорит Мариса. — Его можно сравнить с музыкой, настолько сильно он "оживляет" фотографию». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM, адаптером крепления Canon EF-EOS R и следующими параметрами: 1/640 сек., f/7.1 и ISO 160. © Мариса Мартинс

Запечатленный сзади ребенок лежит на песке и смотрит на голубя на фоне водоема на этой фотографии, созданной Марисой Мартинс.

«Мне всегда нравился более минималистичный, естественный стиль, неподвластный времени — с такими фотографиями неподдельно ощущаешь более тесную связь», — говорит Мариса. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM, адаптером крепления Canon EF-EOS R и следующими параметрами: 1/640 сек., f/3.5 и ISO 160. © Мариса Мартинс

Предустановки цвета для единообразия

Стили изображения доступны на камерах Canon уже с 2004 года и позволяют фотографам применять к сцене предустановки насыщенности и уровней тона одним нажатием кнопки в меню. Джейд впервые меняла эти предустановки на своей EOS 5D Mark IV, а теперь ей легко находить цветовой профиль для нужного визуального эффекта даже после перехода на EOS R5. «Обычно я использую сочетание стандартного и портретного стилей, однако я подстроила контраст и резкость в обоих режимах, чтобы они лучше соответствовали моему рабочему процессу», — говорит она.

Параметр «Цветовое пространство» в меню камеры позволяет фотографам выбирать между sRGB — оптимальным вариантом для просмотра на экране — и RGB, которое лучше подходит для печати, поскольку принтеры более точно переводят его в CMYK-формат перед отправкой на печать.

Схема цветопередачи в камере очень важна, однако инструменты, доступные в принтерах Canon, являются важным итоговым шагом на пути к созданию качественных отпечатков. «Обычно я использую EOS R6 с принтером Canon PIXMA G650 и печатаю фотографии для себя, чтобы лучше компоновать истории», — говорит Мариса. Несмотря на то, что ей еще многому предстоит научиться в сфере печати, она очень хочет освоить программную цветопробу и управление цветом с помощью ПО Canon Professional Print & Layout, которое бесплатно поставляется вместе с широкоформатными принтерами для художественной печати, такими как Canon imagePROGRAF PRO-1000. «Только с Canon мне удается найти оптимальное соответствие между тем, что я вижу в действительности, и итоговой версией изображения», — говорит она.

В конечном счете, цвет в фотографии — это выражение эмоций, эксперименты и понимание истории, которую вы хотите рассказать. А для наилучшего результата вам потребуются лучшие инструменты.

«У каждого из нас есть свое понимание того, что для нас цвет, — отмечает Джеймс. — Это универсальное средство для создания атмосферных снимков, которое позволяет большему числу людей по достоинству оценить ваши работы и насладиться ими».

Lauren Scott

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro