СТАТЬЯ

Когда происходит волшебство: фотосъемка сов в условиях слабого освещения

Фотограф птиц Йонас Классон рассказывает о своем увлечении ночной фотосъемкой и делится уникальными приемами, которые помогают ему создавать достойные наград фотографии сов и других ночных созданий.
Крупная сова, сфотографированная в полете. Ее крылья расправлены, а на заднем плане виден лес.

Фотограф птиц Йонас Классон уже много лет использует камеру Canon EOS-1D X Mark III, которая обеспечивает отличные результаты в условиях слабого освещения, однако он высоко оценил интеллектуальную систему автофокусировки EOS R5 с функцией распознавания птиц и возможностями отслеживания. «До того, как я начал использовать камеру EOS R5, поймать такой кадр было бы просто невозможно. Для меня это стало невероятным моментом», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/1600 сек., f/4.5 и ISO 3200. © Йонас Классон

В какое время суток лучше всего вести фотосъемку дикой природы? Логично, что выбор времени суток зависит от того, когда наступает период активности у тех представителей дикой природы, которых вы хотите запечатлеть. Фотограф птиц и амбассадор Canon Йонас Классон специализируется на фотосъемке сов и других ночных животных, поэтому для него съемка дикой природы сопряжена с дополнительными трудностями, связанными со съемкой в ночное время. Однако это его совсем не расстраивает, он влюблен в свою работу.

«Для меня волшебство происходит именно после захода солнца, — объясняет он. — Небо окрашивается в оранжевый, синий и фиолетовый цвета, и пробуждается совершенно иной мир. Из укрытий выходят животные, которых не увидишь при свете дня. У нас в Швеции вы можете увидеть лосей и волков, а также множество других животных и птиц, которые появляются только после захода солнца. Основное время проведения съемок для меня — несколько часов после заката и до рассвета».

Йонас серьезно подошел к фотосъемке сов. Он увлекался съемкой птиц еще с того момента, как начал заниматься профессиональной фотосъемкой в возрасте 15 лет. С тех пор он старался применить все, чему научился в работе над рекламной, новостной и свадебной фотосъемкой, к фотографированию птиц, изображая их и связанные истории так, как если бы он рассказывал истории людей. Его выразительная фотография бородатой неясыти под названием Night Hunter (Ночной хищник) выиграла множество наград, а недавно Йонас завершил работу над проектом о совах для готовящейся к публикации книги.

В данной статье Йонас расскажет нам о своем увлечении ночной фотосъемкой и поделится своим подходом к фотографированию сов и других ночных созданий.
Сова сидит на ветке дерева в ночном лесу и смотрит прямо в камеру. Вдалеке за деревьями виден яркий оранжевый свет.

Во время ночных фотосъемок Йонас советует заранее продумать локацию и детали композиции кадра, чтобы потом не пришлось блуждать в темноте. «Необходимо заранее определиться с подходящей локацией и правильными ракурсами для съемки, чтобы создать те условия, в которых все элементы сойдутся в нужное время для отличного снимка», — отмечает он. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/4 и ISO 2000. © Йонас Классон

С какими трудностями сталкиваются фотографы дикой природы при работе в условиях слабого освещения?

«Есть лишь небольшой промежуток времени для работы. Например, во время работы над проектом по съемке бородатой неясыти иногда совы начинали охотиться лишь после того, как наступала полная темнота. При съемке некоторых ночных созданий можно использовать вспышку, но только не с совами. В большинстве случаев вспышка лишь пугает животное. Ночная фотосъемка — это постоянная гонка со временем, потому что хочется запечатлеть цвета поздней ночи и оттенки синего, однако снимок необходимо успеть сделать до полного наступления темноты».

Как вы готовитесь к проведению ночной фотосъемки?

«Когда я в лесу отслеживаю таких птиц, как бородатая неясыть, я приступаю к работе заранее. Я стараюсь изучить их повадки на различных охотничьих территориях, чтобы было удобнее планировать свое местонахождение во время съемки. Если у птиц в гнезде есть птенцы, то можно отследить маршрут взрослых особей от мест охоты до гнезда. Тогда можно точно определить, что как только они поймают добычу, они понесут ее к себе в гнездо. Также можно продумать, как именно свет будет падать в сумерках, как на него повлияют окружающие густые заросли и что можно использовать в качестве фона. Все это поможет выбрать идеальное место и подготовиться к съемке».
Сова летит совсем низко над полем, ее лапы тянутся вниз к земле, а крылья вскинуты вверх.

Йонас был очень доволен фотографией Night Hunter (Ночной охотник), которая была удостоена множество наград, однако он отмечает, что снимок выглядит сюрреалистичным, словно это персонаж из Гарри Поттера или подобного фильма. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x и следующими параметрами: 300 мм, 1/160 сек., f/4 и ISO 3200. © Йонас Классон

Сова летит совсем низко над полем, ее лапы тянутся вниз к земле, а крылья вскинуты вверх.

Йонас советует брать с собой как можно меньше оборудования для фотосъемки ночных созданий. «Я предпочитаю брать с собой минимум оборудования, чтобы сохранять подвижность и возможность с легкостью менять свое положение, если понадобится, не беспокоясь о том, где останутся сумки, штативы и прочие вещи, — говорит он. — Полезно сливаться с природой настолько, насколько это возможно». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM, а также экстендером Canon EF 1.4x III и следующими параметрами: 560 мм, 1/800 сек., f/5.6 и ISO 2500. © Йонас Классон

Найти птиц днем бывает весьма непросто, особенно если их гнезда располагаются высоко. Как вам удается справляться с этой задачей ночью?

«В конце лета птенцы все еще просят еду у родителей. Это помогает найти их гнезда. Иногда не получается воспользоваться простым путем и приходится использовать устройство для прослушивания с параболическим микрофоном, чтобы увеличить диапазон звуков, доступных человеческому слуху. Главное — найти их еще вечером, потому что после наступления темноты будет уже слишком поздно».

Какое оборудование вы используете для ночных фотосъемок?

«Обычно я беру с собой камеру и объектив, однако иногда я также беру с собой штатив, когда становится слишком темно. Я не пользуюсь фонарями или вспышками, поскольку они могут спугнуть ночных лесных обитателей. Кроме того, стоит включить фонарь, как ночное зрение сбивается, и после этого трудно что-либо разглядеть, поэтому придется заново привыкать к темноте. Другая сложность заключается в том, что если брать с собой какие-либо аксессуары, в какой-то момент придется положить их на землю в ночном лесу и пройти всего пару шагов, а потом бывает трудно найти свое оборудование. Все, что мне нужно в лесу — это камера и хороший объектив».
Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Сова в полете смотрит прямо вперед, ее крылья изогнуты вниз.

«Чтобы сделать четкий снимок птицы в полете, необходимо использовать достаточно короткую выдержку, — объясняет Йонас. — Единственный способ справиться с этой задачей в условиях практически полной темноты — это повысить чувствительность ISO, однако такие камеры, как Canon EOS-1D X Mark III и Canon EOS R5, даже так обеспечивают высокое качество изображения». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM, а также экстендером Canon EF 1.4x III и следующими параметрами: 1/800 сек., f/5.6 и ISO 2000. © Йонас Классон

Вы недавно добавили Canon EOS R5 в свой арсенал оборудования. Как полнокадровая беззеркальная технология Canon повлияла на вашу работу?

«Камера EOS R5 просто невероятна. Настолько, что мне очень грустно от того, что у меня не было такой камеры 10 лет назад. Я оглядываюсь назад и понимаю, сколько отличных кадров я упустил. С помощью EOS R5 мне удалось запечатлеть сов в полете в полной темноте, а ее автофокусировка, способная распознавать птиц, выше всяких похвал. Со старыми моделями камер всегда возникали проблемы при перемещении точек автофокусировки и попытках совместить их с траекторией полета птиц, однако при съемке с камерой EOS R5 достаточно просто навести камеру и сделать снимок. Мне удалось создать кадры, при съемке которых камера распознавала сову на фоне густого леса, мгновенно фокусировалась на ней и сохраняла фокус, даже когда сова скрывалась за деревьями и другими препятствиями. Когда мне необходимо было создать серию снимков со следящей автофокусировкой, то нельзя не отметить, что практически все снимки получались четкими. Я не перестаю удивляться тому, что камера способна справиться с этой задачей практически в полной темноте».

«Также очень полезна функция имитации экспозиции. Она делает изображение в видоискателе ярким, что облегчает отслеживание ночных созданий по сравнению с использованием оптического видоискателя цифровой зеркальной фотокамеры. При этом она позволяет быть более уверенным в правильной настройке экспозиции. Я использую не только видоискатель — экран с регулируемым углом наклона также помогает создавать нужную композицию кадра. Он позволяет расположить камеру на земле и повернуть экран для лучшего обзора для удобной работы с новой перспективой. Другая особенность камеры, которая меня покорила, — это бесшумный затвор. Он отлично подходит для съемки пугливых животных и осторожных птиц».
Ночная фотография каменных образований в национальном парке Зайон, штат Юта, США. Размытые огни вдоль дороги и Млечный Путь в небе.

На темной стороне: фотосъемка при слабом освещении

Вальтери Хирвонен выработал особый стиль съемки, работая в родной Финляндии долгими темными зимами. В этой статье он делится советами по съемке в условиях нехватки света.
Крупный план головы и верхней части туловища совы, смотрящей в сторону. Размытая луна видна сквозь ветви.

Длиннофокусные телеобъективы очень полезны при съемке пугливых птиц крупным планом. «К дикой птице невозможно подобраться достаточно близко, поэтому большинство фотографий я создаю с помощью фокусного расстояния 600 мм или близкого к нему», — объясняет Йонас. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x и следующими параметрами: 560 мм, 1/200 сек., f/5.6 и ISO 3200. © Йонас Классон

Сова в полете, снятая с помощью техники проводки. Деревья на заднем фоне размыты из-за движения камеры.

Вместо того, чтобы попытаться запечатлеть полет совы в условиях низкой освещенности, Йонас решил воспользоваться длинной выдержкой и запечатлеть птицу, применив технику проводки, чтобы передать ощущение скорости и уверенности, с которой птица пролетает между деревьями. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM и следующими параметрами: 1/20 сек., f/11 и ISO 400. © Йонас Классон

Какой объектив Canon можно назвать универсальным для подобных задач?

«Если бы несколько месяцев назад вы спросили у меня, какой объектив является моим любимым, я бы без тени сомнения ответил, что это Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x. Однако пару месяцев назад я начал использовать Canon EF 600mm f/4L IS III USM, и мое мнение изменилось. Естественно, он не позволяет менять перспективу так, как это делает зум-объектив, однако его производительность поражает, а расширенный диапазон значений диафрагмы позволяет лучше снимать в темноте».

«Зум-объектив отлично подходит для съемки волков и крупных животных, однако при съемке сов и других птиц приходится использовать самое большое фокусное расстояние, поскольку к ним никогда не удается подобраться. Стабилизация изображения отлично работает в обоих объективах настолько, что позволяет вести съемку с рук при выдержке 1/50 сек и получать неизменно четкие кадры».

Вы когда-нибудь терялись во время ночных съемок?

«Чаще всего я беру с собой смартфон с установленным приложением с картами и сохраняю в нем местоположение своей машины, когда оставляю ее. Однако иногда сигнал теряется, и от карты нет никакой пользы. Бывали случаи, когда мне приходилось дожидаться рассвета, чтобы наконец-то появилась возможность добраться до машины, но меня это не пугает. Иногда бывает приятно провести ночь в лесу и насладиться единением с природой».

Автор Matthew Richards


Оборудование Йонаса Классона

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Оборудование Йонаса Классона — камеры, объективы и аксессуары Canon.

Фотокамеры

Canon EOS R5

Забудьте все, что знали о беззеркальных камерах раньше — непревзойденная производительность EOS R5 откроет для вас новые возможности в фотографии и видеографии. «Камера EOS R5 просто невероятна, — восхищается Йонас. — Автофокусировка, способная распознавать птиц, выше всяких похвал».

Canon EOS-1D X Mark III

EOS-1D X Mark III — это идеальный инструмент для творчества, оснащенный системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении. «Я часто веду съемку в движении, и у этой камеры отличная скорость отклика. Быстрая система автофокусировки — ключ к проведению успешной съемки», — добавляет Йонас.

Объективы

Canon EF 600mm f/4L IS III USM

Невероятно легкий объектив 600 мм с диафрагмой f/4, который обеспечивает исключительное качество изображения и производительность профессионального уровня. По словам Йонаса, производительность объектива поражает, а расширенный диапазон значений диафрагмы позволяет более эффективно снимать в темноте.

Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x

Профессиональный объектив 200-400 мм f/4 со встроенным экстендером 1,4x, который увеличивает фокусные расстояния до 280-560 мм. «Я создал фотографию Night Hunter (Ночной хищник) на следующий день после покупки этого объектива, и именно он позволил мне запечатлеть этот кадр. Возможность зумирования была очень важна. Так и вышло», — говорит Йонас.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM

Новое поколение объектива EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, который высоко оценил Йонас, теперь еще лучше работает при ярком освещении, а также показывает отличный результат даже в самых трудных условиях съемки. Йонас говорит: «Я часто использую данный объектив. Он невероятно универсален. Если вам хочется, чтобы в кадр попало чуть больше пространства, окружающего птицу, или ее мир, то этот объектив — идеальный выбор».

Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

По достоинству оцененный любителями универсальных решений объектив EF 24-105mm f/4L IS II USM обеспечивает потрясающее качество и улучшенную стабилизацию изображения. «В своих поездках я использую данный объектив для создания видео из-за его широкого диапазона фокусных расстояний. Поскольку невозможно взять с собой все оборудование, этот объектив становится настоящим спасением», — отмечает Йонас.

Аксессуары

Canon Speedlite 600EX II-RT

«При съемке птиц вспышку необходимо использовать с большой осторожностью, — объясняет Йонас. — Однако иногда она бывает очень полезна, поэтому я стараюсь всегда брать ее с собой, когда есть возможность. Сочетание естественного и искусственного освещения позволяет повысить качество фотографий».

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro