Портреты со Speedlite: игра со светом на съемках уличных танцоров

От простых композиций до съемки динамичных сюжетов с использованием нескольких вспышек — фотограф Дэвид Ньютон показывает варианты творческого использования вспышки Canon Speedlite EL-5.
Фотограф Дэвид Ньютон присел, чтобы запечатлеть танцора в движении на фоне бетонной стены.

Фотограф Дэвид Ньютон считает, что вспышка станет отличным дополнением к оборудованию любого фотографа — как профессионала, так и любителя. «Секрет фотографии и ее цель — это управление освещением. Мы, фотографы, просто стараемся подстроиться под свет от имеющихся источников. Это может быть небо, светодиодный фонарь или вспышка — для съемки нужно найти способ управлять светом».

Многие фотографы, в том числе и профессионалы, с некоторым подозрением и даже недоверием относятся к работе со вспышкой. «К сожалению, для многих вспышки так и остаются непреодоленным барьером, — говорит Дэвид Ньютон, любитель вспышек и профессиональный фотограф Canon. — Они покупают вспышку, но используют ее не вовремя или неправильно, не получая в итоге желаемый результат, после чего вспышка годы пылится где-то в кладовке».

Вспышка вовсе не обязательно должна быть чем-то сложным в освоении, и ее можно легко сделать ценным компонентом арсенала фотографа — Дэвид знает об этом на личном опыте, поскольку уже многие годы проводит мастер-классы по фотографии по всей Великобритании. «Цель фотографии — контролировать освещение, — говорит он. — Вспышка — это всего лишь еще один мощный, компактный и портативный источник света, который позволяет найти баланс освещения в условиях, где иначе не удастся достичь желаемого результата».

Чтобы продемонстрировать, почему мощную вспышку Speedlite стоит приобрести каждому профессиональному фотографу, Дэвид воспользовался вспышкой Canon Speedlite EL-5 на фотосессии с участием двух уличных танцоров. Он хотел показать, как можно применить вспышку в различных конфигурациях — от самых простых до более сложных — для свободного управления творческим процессом даже в самых непростых условиях освещения. В этой статье Дэвид рассказывает о фотосессии и демонстрирует все более сложные конфигурации освещения, которые использовал при создании портретов и съемке движения.

Танцор в штанах карго и кроссовках позирует на тускло освещенном складе в свете вспышек, настроенных Дэвидом Ньютоном.

Чтобы продемонстрировать преимущества простой конфигурации со вспышкой, Дэвид сделал этот снимок танцора на тускло освещенном складе без вспышки. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/1.2 и ISO 100. © Дэвид Ньютон

Танцор в штанах карго и кроссовках, запечатленный Дэвидом Ньютоном с помощью одной вспышки Speedlite EL-5 посреди тускло освещенного склада.

Всего одна вспышка Speedlite EL-5, при том установленная на камеру и настроенная в режиме E-TTL с компенсацией экспозиции вспышки -1/3 ступени (FEC), уже в значительной степени «оживляет» снимок. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM, вспышками Canon Speedlite EL-5 и следующими параметрами: 1/250 сек., f/1.2 и ISO 100. © Дэвид Ньютон

Сценарий 1. Однозонная конфигурация вспышки

Для первой портретной конфигурации Дэвид использовал камеру Canon EOS R6 Mark II с одной установленной на ней вспышкой Canon Speedlite EL-5. «Мы начали с самых азов, — рассказывает он, — чтобы оценить, как EL-5 ведет себя на камере и показать разницу, что создает вспышка, и убедить людей использовать ее».

Хотя Speedlite и была установлена на камеру, Дэвид решил не направлять вспышку прямо на объекты съемки. «Вспышка на камере бывает полезна, однако такой вариант ограничивает вашу свободу, поскольку расположение вспышки будет зависеть от вашего положения и, скорее всего, будет неоптимальным, а также не позволит реализовать творческие эффекты, — поясняет он. — Свет прямо над объективом — это далеко не самый оптимальный вариант, так как вызывает резкие тени и даже может создавать эффект красных глаз, когда свет отражается от капилляров в сетчатке глаза».

Вместо этого Дэвид направил вспышку на стену, чтобы создать более интересный фон и подсветить объекты с помощью рассеянного света. «Стена была покрыта побелкой, которая от старости уже начала отслаиваться, поэтому не выглядела идеально белой, однако стала для нас приятным боковым отражателем. Свет немного перенял оттенок стены, поэтому снимок приобрел более теплые тона, что положительно повлияло на результат».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Фотограф Дэвид Ньютон присел, чтобы запечатлеть двух танцоров, которых освещают две контровые вспышки и основной источник света спереди.

При создании этого изображения Дэвид применил три вспышки Speedlite EL-5: в качестве основного источника света, а также двух контровых источников света, которыми он управлял дистанционно.

Мужчина и женщина танцуют на складе в свете нескольких вспышек Canon Speedlite EL-5.

В режиме группового срабатывания (Gr) Дэвид смог раздельно выбрать режим для каждой группы вспышек — он выбрал E-TTL для основного источника света и ручной режим для контровых вспышек; 1/64 мощности для вспышки с красным гелем и 1/32 для вспышки с синим. «Цветные гели создают эффект подсветки контура объектов, что позволило мне отделить танцоров от фона и придать снимку урбанистическую эстетику», — говорит Дэвид. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM, вспышками Canon Speedlite EL-5 и следующими параметрами: 22 мм, 1/200 сек., f/2.8 и ISO 320. © Дэвид Ньютон

Сценарий 2. Многозонная конфигурация вспышки

Затем Дэвид переключился на конфигурацию с несколькими внешними вспышками, выбрав в качестве основного источника света две контровые контурные лампы с эффектом наложения света. «У меня с собой были красный и синий гели, что в точке пересечения света обеспечило пурпурный оттенок», — поясняет он.

При съемке с несколькими вспышками Дэвид рекомендует выбирать режим вспышки (автоматический E-TTL или ручной) в зависимости от того, на что именно направлена вспышка — в частности, статичен ли или подвижен объект съемки.

Для вспышек Speedlite, направленных на подвижные объекты, Дэвид использует режим E-TTL, в котором мощность вспышки замеряется и регулируется раздельно для каждого снимка. «Танцоры будут двигаться, и расстояние между ними и источником света будет каждый раз немного меняться. Я хочу, чтобы E-TTL нивелировал эту разницу, — говорит он. — Я часто применяю E-TTL в конфигурации с несколькими вспышками, где у меня есть сразу несколько групп освещения».

Режим E-TTL, по словам Дэвида, многими толкуется неверно, однако на деле это очень простой инструмент. «E-TTL фактически работает так же, как и замер освещенности окружения. Устройство отправляет в сторону объекта некоторое количество света и замеряет тот свет, что отразился от объекта. Если объект ярче среднего тона, скорее всего, к нему применится недодержка. Если объект темнее среднего тона, к нему, вероятнее, применится передержка».

Фотограф Дэвид Ньютон опирается на стену в тускло освещенном углу склада, фотографируя танцора с помощью четырех вспышек Speedlite EL-5.

«Одним из прекрасных преимуществ Speedlite EL-5 является поддержка режима малой мощности, даже ниже 1/128 от максимальной, — отмечает Дэвид. — Хотя он подходит для ограниченного ряда сценариев, он бывает действительно полезен. Мы применили его при съемке в темном углу, где имеющееся освещение было минимальным».

Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5, расположенной под углом 45° буквально в одном-двух метрах от них.

Для этого снимка Дэвид выбрал на вспышке Speedlite режим E-TTL и управлял ей дистанционно через передатчик Canon Speedlite ST-E10 при компенсации экспозиции вспышки (FEC) -1/3 ступени.

Сценарий 3. Преимущества режима малой мощности на EL-5

Для демонстрации возможностей свободного творческого управления с помощью Canon Speedlite EL-5 Дэвид также воспользовался доступным на вспышке режимом малой мощности. Он снова использовал две контровые вспышки Speedlite с цветными гелями. Вместо того, чтобы превратить их в заполняющий свет, он в ручном режиме выбрал для них мощность 1/64 и широкий угол освещения, направив на заднюю стену, чтобы сделать фон более ярким и красочным. Он разместил основной источник света, на который надел восьмиугольный софтбокс, прямо над объектом, чтобы мягко подсветить верхнюю часть тела и прикрыть лицо танцора тенями. «Мне не хотелось полностью освещать нижнюю часть тела, однако из-за расположения источника света сверху лицо оказалось относительно в тени — в глазах не хватало света, а подбородок был не виден».

При съемке без вспышки танцор едва заметен на темном фоне.

При съемке без вспышки танцор едва заметен на темном фоне. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 52 мм, 1/50 сек., f/2.8 и ISO 100. © Дэвид Ньютон

Танцор при свете двух вспышек Canon Speedlite EL-5, покрытых цветными гелями, освещенный сверху еще одной вспышкой Speedlite EL-5; еще одна Speedlite EL-5, на которой выставлена малая мощность, направлена в лицо танцора.

Режим малой мощности на Speedlite EL-5 позволяет применять ее как дополнительный источник света, преобразующий внешний вид изображения. Для основной вспышки выбран режим E-TTL, для вспышки с подсветкой лица установлена сотовая насадка, выбран ручной режим и мощность 1/512, а для контровых источников света выбран ручной режим и мощность 1/64. Снято на камеру Canon EOS R6 Mark II с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM, вспышками Canon Speedlite EL-5 и следующими параметрами: 52 мм, 1/50 сек., f/2.8 и ISO 100. © Дэвид Ньютон

Для придания лицу естественности потребовалось совсем немного света, поэтому на четвертой вспышке Speedlite с сотовой насадкой была выбрана мощность 1/512, что обеспечило необходимое количество света в этой области, не нарушая остальную конфигурацию освещения.

«Я направил четвертый источник света прямо на лицо модели, выбрав очень маленькую мощность, — просто для того, чтобы немного подсветить глаза и создать точечный блик. При выборе слишком большой мощности могла образоваться засветка фона, что разрушило бы визуальный эффект, к которому я стремился, — мощности 1/512 оказалось достаточно для того, чтобы немного подсветить лицо и сделать глаза танцора чуть «живее». Я применил небольшую сотовую насадку, чтобы рассеять свет и сделать его более мягким, а не точечным».

Фотограф присел, чтобы сфотографировать женщину, танцующую на складе. Его лицо скрыто бликом, получившимся при срабатывании вспышки Canon Speedlite EL-5.

Какая вспышка Speedlite подойдет именно вам?

Хотите узнать, какая вспышка лучше всего подойдет для вашей камеры Canon? В нашем руководстве содержится полная информация — от лучших вспышек Canon Speedlite для начинающих фотографов до профессиональных вспышек для макросъемки.
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 1 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 2 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 3 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 4 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 5 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 6 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 7 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон
Два уличных танцора, запечатленные во время танца Дэвидом Ньютоном при свете всего одной вспышки Speedlite EL-5; кадр 8 в серии из 8 изображений. © Дэвид Ньютон

начало

2 секунды спустя

Сценарий 4. Съемка движения с помощью EL-5

Для четвертой конфигурации Дэвид выбрал одну внешнюю вспышку, расположенную под углом в 45° относительно танцоров. «Я пытался запечатлеть драматизм и акробатику танца, — говорит он, — и сохранить тот самый момент, когда они отрываются от земли, чтобы передать атлетизм и динамику». Он установил на камеру объектив Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM и снимал с открытой диафрагмой, чтобы отделить танцоров от фона, а также встал подальше и выбрал на объективе теледиапазон, чтобы плоскости фокуса хватило для точной фокусировки на танцорах. «Я расположил вспышку буквально в паре метров от танцоров и фактически создал полосу света, рассекающую склад, где велись съемки, чтобы они могли танцевать прямо в лучах света», — говорит он.

Дэвид старался запечатлеть каждый ключевой момент и запечатлеть движение с эффектом остановки времени, поэтому положился на короткий интервал восстановления Canon Speedlite EL-5 — всего 0,1–1,2 сек. «Мне очень хотелось оценить возможности литий-ионного аккумулятора EL-5. Этот аккумулятор обеспечивает более быструю отдачу мощности, чем батарейки AA во вспышках предыдущих поколений, что позволяет эффективно снимать более продолжительные серии, — отмечает он.

— Уличные танцы очень динамичны. Нужно искать идеальный момент. При большем интервале между срабатываниями вспышки вы пропустите все самое интересное». Серия снимков выше демонстрирует, насколько коротким получается интервал между срабатываниями Speedlite EL-5.

Фотограф Дэвид Ньютон стоит за софтбоксом, расположенным прямо возле героев съемки.

Дэвид любит снимать при солнечном свете, однако как и любое другое естественное освещение, его необходимо сбалансировать со светом от вспышки. «Цель работы со вспышкой — чтобы никто не узнал, что вы снимали со вспышкой, — советует он. — Нужно убедиться, что вам удалось найти баланс света от вспышки и окружающего освещения».

Крупный план настроек, которые Дэвид использовал при создании портрета двух танцоров, где вспышка использовалась для балансировки света солнца.

«Сначала стоит подумать об имеющемся освещении, — отмечает Дэвид. — Правильный выбор условий — это уже полдела. При передержке или недодержке вспышка не всегда сможет исправить нежелательный эффект освещения». Дэвид выбирает очень короткую выдержку 1/3200 сек. и устанавливает на Speedlite EL-5 режим высокоскоростной синхронизации, чтобы найти сбалансированную выдержку при одновременном свете солнца и вспышки.

Сценарий 5. Компенсация солнечного света при съемке на улице

Затем Дэвид отправился на улицу, чтобы запечатлеть танцоров при солнечном свете с помощью объектива Canon RF 50mm F1.2L USM. «Мне очень нравится использовать солнце как дополнительный источник света, — поясняет он. — Я располагаю объекты таким образом, чтобы они стояли спиной к солнцу, так что я фактически снимаю их с теневой стороны. Это создает эффект силуэта, однако если применить вспышку в качестве заполняющего света, то можно сбалансировать свет солнца, а не "затмить" его».

В тот день солнце светило особенно ярко, и свет выглядел крайне жестким. Чтобы компенсировать его, Дэвид снимал с широкой диафрагмой и выдержкой до 1/8000 сек. (со вспышкой Speedlite в режиме высокоскоростной синхронизации). Он также расположил рядом с одним из объектов одиночный софтбокс. «Я хотел сделать освещение мягким в условиях, где любой будет ожидать более жесткого света», — говорит он.

Интересный факт — Дэвид применил с одним софтбоксом сразу две вспышки Canon Speedlite EL-5: по его словам, это оптимальный вариант не ради двойной мощности — заряда одной вспышки более чем достаточно — а для достижения баланса E-TTL. E-TTL работает следующим образом: вспышка предварительно срабатывает для замера и калибровки мощности основного срабатывания, поэтому при высокой освещенности окружения камере сложнее распознать разницу между светом окружения и светом от вспышки, что в итоге приводит к установке чрезмерно высокой мощности вспышки. «В итоге получаются снимки с эффектом красных глаз, — говорит Дэвид. — Еще и с серьезной передержкой». Вторая вспышка обеспечивает более яркий свет для замера E-TTL и корректного распознавания света окружения.

Человек настраивает параметры группового режима на заднем экране камеры Canon, на которую установлена вспышка Canon Speedlite EL-5.

Можно назначить кнопки быстрого доступа к меню вспышки Speedlite или функции быстрого управления группой вспышек на ЖК-экране камеры. Даже в более темном пространстве Дэвид мог легко пользоваться элементами управления. «На экране вспышки Canon Speedlite EL-5 всегда хорошо видно информацию о настройках, — говорит он. — Все отлично видно даже при слабом освещении. С помощью джойстика можно легко и быстро переключаться между режимами и настройками».

По словам Дэвида, на этих съемках одной из самых интересных для него возможностей Canon Speedlite EL-5 стало ее удобство использования. «Это особенно актуально в связке с некоторыми возможностями, которые доступны на новых беззеркальных камерах, — отмечает он. — На Canon EOS R6 Mark II я назначил на многофункциональную кнопку (M-Fn) отображение параметров быстрого управления группой вспышек и спокойно управлял настройками в этом меню прямо на камере.

«Изначально я не был уверен, что мне удастся настолько быстро регулировать настройки вспышек, однако в итоге мои сомнения оказались напрасны. Мне не приходилось постоянно отводить взгляд от видоискателя, чтобы смотреть в меню — я просто немного отодвигал ее от лица, нажимал кнопку и смотрел на нужное меню. Это просто великолепно».

Дэвиду также понравилась функция памяти экспозиции на вспышке (FEM), доступная на EL-5, — ее можно использовать при подключении к совместимым камерам, чтобы в ручном режиме применять замер E-TTL для разных групп вспышек. Просто сделайте пробный снимок, используя все вспышки Speedlite в режиме E-TTL, а затем переведите их в ручной режим, чтобы узнать, какой уровень мощности был выбран на каждой из них. Чтобы сократить время настройки, эти параметры можно сохранить для всех последующих снимков или откалибровать для создания желаемого визуального эффекта.

«С этой настройкой я могу быть уверен, что все кадры в серии будут иметь абсолютно одинаковые настройки освещения, без какого-либо варьирования значений E-TTL», — отмечает Дэвид.

Конфигурации камеры и вспышек еще никогда не были так тесно связаны — вы можете управлять 15 вспышками Speedlite в беспроводном режиме через встроенный РЧ-передатчик либо через приложение Canon Camera Connect, которое Дэвид счел особенно полезным. «Если вы, к примеру, расположили камеру очень высоко и управляете ей удаленно, то в Canon Camera Connect можете сразу управлять и камерой, и вспышками. Раньше такой вариант был недоступен. Это просто замечательно!»

Pete Wolinski

Оборудование Дэвида Ньютона

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Три вспышки Canon Speedlite EL-5 и камера Canon EOS R6 Mark II разложены в ряд на серебристом чемодане для перелетов.

Камера

Объективы

Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM

Два ультразвуковых мотора USM обеспечивают еще более быструю и бесшумную непрерывную фокусировку. Модель RF 70-200mm F2.8L IS USM также поддерживает стабилизацию изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции, что позволяет снимать с высокой детализацией даже при слабом освещении.

Canon RF 50mm F1.2L USM

Фокусное расстояние объектива 50 мм идеально подходит для портретной съемки и создает перспективу, близкую к восприятию человеческим глазом, а сверхширокая диафрагма f/1.2 обеспечивает минимальную глубину резкости, что позволяет подчеркнуть детали объекта, например глаза, на мягком размытом фоне.

Аксессуары

Canon Speedlite EL-5

Среди основных преимущества EL-5 можно отметить: литий-ионный аккумулятор с ведущей в своем классе производительностью; расширенную функциональность, включая беспроводную синхронизацию по второй шторке; FEM и возможность выбирать мощность от 1/1024; интуитивную и быструю настройку благодаря простой системе меню и наличию кнопок/джойстика.

Похожие статьи

Съемка движения с использованием творческих приемов работы со вспышкой

Скейтбордист и фотограф Джош Кац делится секретами творческой работы с внешними вспышками при съемке движения.

Уличные портреты со вспышкой

Фотожурналист Николай Линарес отправился с камерой EOS R3 в скейт-парк, чтобы продемонстрировать, как создавать идеальные портреты на улице со вспышкой Speedlite EL-1.

Съемка быстрых движений со вспышкой Speedlite EL-1

Фотограф активных видов спорта Дэйв Макисон делится подробностями о первой профессиональной съемке с использованием этой легкой и мощной профессиональной вспышки Canon.

Вспышки как инструмент создания ярких репортажей

Амбассадор Canon Фабио Мирулла рассказывает об инновационных приемах съемки со вспышкой, которые он использует в свадебной фотографии и считает подходящим вариантом для фотожурналистики.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro