ВОЗМОЖНОСТИ КАМЕРЫ

Коррекции объектива в камере

Узнайте подробнее о коррекциях объектива в камере. Узнайте, как они влияют на создаваемые изображения и увеличьте производительность объектива.

Цифровые технологии позволяют настраивать изображения прямо в камере или на компьютере при постобработке. Это бывает полезно, когда необходимо устранить недостатки и искажения, возникающие в объективе.

При создании объективов законы физики определяют границы возможного, также как и цена объектива, а также сложность производства. В любом случае создать идеальный объектив физически невозможно, поэтому в зависимости от конструкции каждый объектив в большей или меньшей степени имеет оптические искажения. Как правило, это проявляется в эффекте виньетирования, при котором углы изображения получаются немного темнее центральной части из-за ослабления света, а также в виде хроматических аберраций и цветовой каймы вдоль высококонтрастных краев, в которых камере не удалось точно сфокусировать различные цвета или свет с разной длиной волны в нужной точке.

Однако у каждой конструкции объектива есть свои характерные искажения и дефекты. Благодаря совмещению показателей каждой отдельной камеры и объектива — диапазона фокусных расстояний, расстояний фокусировки и диафрагмы — можно нивелировать эти отклонения и приблизить оптическое качество объектива к идеальному.

Исправление подобных искажений впервые стало доступным в программе Canon Digital Photo Professional (DPP), однако повышение мощности обработки камер сделало возможным внесение изменений в изображение в камере в момент съемки, если вы снимаете в формате JPEG, или при обработке формата RAW в камере, если вы используете формат RAW. Нужно просто включить нужные коррекции в меню коррекции аберрации объектива камеры.

Камни, сложенные друг на друга, на морском берегу. В углах изображения присутствует заметное виньетирование, а также небольшое бочкообразное искажение.

Это изображение было снято на объектив Canon EF 17-40mm f/4L USM с фокусным расстоянием 19 мм. Это прекрасный пример аберраций, характерных для широкоугольных объективов, — виньетирование в углах кадра и небольшое бочкообразное искажение.

Та же фотография сложенных камней, но без виньетирования и бочкообразного искажения.

Использование коррекции периферийной освещенности и коррекции искажений в камере или программе DPP может помочь устранить эти проблемы. Если вы ведете съемку в формате RAW, то более серьезную коррекцию можно выполнить в программе DPP на этапе постобработки.

Коррекция периферийной освещенности

В 2008 году в камерах EOS 5D Mark II и EOS 50D была представлена функция коррекции периферийной освещенности. Она позволяет корректировать изображения во время съемки, исправляя виньетирования или затенения углов, что делает изображение равномерно ярким по всему кадру.
Эта коррекция была специально разработана для объективов Canon. При ее использовании с объективами от других производителей могут возникнуть нежелательные артефакты, которые проще всего устранить, отключив коррекцию периферийной освещенности.

Коррекция хроматической аберрации

В 2012 году в камерах EOS-1D X и EOS 5D Mark III появилась функция коррекции хроматической аберрации, позволяющая устранить цветовую кайму и свечение вдоль высококонтрастных краев. Она улучшает общее качество изображения и увеличивает производительность объективов Canon.

Пурпурная кайма вдоль высококонтрастного края на фоне синего неба, и это же изображение без каймы.

Хроматическая аберрация проявляется в виде цветовой каймы или свечения вдоль высококонтрастных краев (слева). Функция коррекции хроматической аберрации эффективно устраняет этот дефект фотографий (справа).

Первая фотография кирпичной стены, на которой заметно бочкообразное искажение, и откорректированная фотография.

Искажения объектива могут быть весьма заметны при съемке искусственных конструкций с четким или геометрически правильным узором, как, например, у этой стены. Даже если искажения кажутся несущественными, у зрителя создается ощущение, что с фотографией что-то не так, поэтому их стоит устранять.

Коррекция дифракции

Дифракция — это явление, которое заключается в отклонении световых волн от траектории при прохождении через объектив. Эта проблема возникает при использовании закрытой диафрагмы, поскольку большее количество световых волн отклоняется от траектории (по сравнению с использованием открытой диафрагмы), что приводит к снижению резкости изображения. Она может серьезно навредить, поскольку, как правило, закрытая диафрагма используется для усиления глубины резкости и получения максимальной четкости всего изображения, однако дифракция приводит к ее снижению. Пейзажным фотографам часто приходится искать компромисс между этими двумя конфликтующими оптическими явлениями.

В 2016 году в камере EOS-1D X Mark II была представлена функция коррекции дифракции, которая компенсирует потерю резкости при использовании закрытой диафрагмы. Она также нивелирует небольшое снижение разрешения, которое возникает из-за наличия в датчике фильтра нижних частот. Фильтр нижних частот очень важен для предотвращения эффекта муара на фотографиях с повторяющимися элементами.

Фотография классической церкви на фоне тянущихся вверх небоскребов.

При съемке в формате JPEG с помощью камеры, оснащенной цифровым оптимизатором объектива, устройство способно выполнить коррекцию изображения в момент съемки, которую в противном случае можно будет применить только на этапе постобработки или при обработке изображений RAW в камере.

Та же фотография церкви с небоскребами на заднем плане. Искажения были устранены с помощью цифрового оптимизатора объектива (DLO).

Встроенный в камеру DLO обеспечивает точную коррекцию широкого спектра аберраций, включая искажения, вызванные не только объективом, но и другими оптическими факторами, включая оптический фильтр нижних частот камеры и фильтр основных цветов.

Данные для коррекции искажений объектива

Изначально данные о коррекции искажений хранились на камере для некоторых объективов. Если нужно было использовать другие объективы, то приходилось скачивать эти данные с помощью программы EOS Utility и переносить их на камеру. Однако с момента выпуска камеры EOS 5DS и объектива EF 11-24mm f/4L USM в 2015 году эти данные стали сохраняться в самом объективе. Это значит, что камера может получить доступ к этим данным объектива и применить их сразу во время обработки файлов JPEG в самой камере. Однако при использовании формата RAW все еще необходимо загружать соответствующие данные профиля объектива с помощью компьютера.

Цифровая оптимизация объектива

Впервые Canon представила цифровой оптимизатор объектива (DLO) в качестве одной из функций программы Digital Photo Professional (DPP). Он способен корректировать широкий спектр аберраций, включая эффект комы, астигматизм, стреловидное свечение, кривизну поля и сферическую кривизну, которые обычно устранить не удается.

В камере EOS-1D X Mark II цифровой оптимизатор объектива стал одной из функций для редактирования изображений. А уже в 2016 году DLO стал одной из функций, доступных в момент съемки в камере EOS 5D Mark IV.

В камере DLO применяется для коррекции файлов JPEG. При активации DLO функции хроматической аберрации и коррекции дифракции недоступны для выбора в главном меню, однако являются частью коррекций, выполняемых DLO. Также можно отключить коррекцию периферийной освещенности, если, например, необходимо создать эффект виньетирования по краям портрета.

Все камеры системы EOS R используют данные коррекции объектива (как и другие данные), хранящиеся в памяти объектива. Благодаря невероятной скорости взаимодействия байонета RF, особенно при использовании объективов RF, съемка с включенным DLO не снижает максимальную скорость непрерывной съемки, как это было в предыдущих камерах, таких как EOS 5D Mark IV.

Автор Angela Nicholson


Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro