СТАТЬЯ

Фотосъемка орланов-белохвостов в полете с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM

A white-tailed eagle snatches a fish from the water. Droplets of water glisten in the sun behind the bird and its prey.
Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) ловит добычу. Норвегия, август 2018 г. Фотографу Маркусу Варесвуо удалось запечатлеть золотые отблески солнечного света на каплях воды с помощью светосильного и легкого объектива Canon EF 600mm f/4L IS III USM. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/4.5 и ISO 3200. © Маркус Варесвуо

«В Финляндии с орланами-белохвостами связана очень красивая история о сохранении видов, — говорит Маркус Варесвуо. — В 1970-х они здесь практически вымерли из-за токсичных химикатов. Затем одна группа людей запустила специальную программу по кормлению, и вскоре к ним присоединилось отделение Всемирного фонда дикой природы в Финляндии. Прошло 40 лет, и эти птицы чувствуют себя очень хорошо. Что раньше было редким явлением, вновь стало тем, чем должно быть — частью прибрежной фауны».

Орлан-белохвост — это одна из самых крупных хищных птиц; ее размах крыльев составляет до 2,45 метра. Обычно эти птицы живут возле открытой воды и в основном питаются рыбой. Охотясь на рыбу, они пикируют вниз и хватают ее с поверхности воды когтистыми лапами.

A white-tailed eagle just above the water surface, its body almost vertical, its talons drawn up ready to strike.
Фотография, на которой орлан-белохвост запечатлен за секунду до того, как он поймает рыбу. «Когда вы фотографируете птиц, большое фокусное расстояние — это основа основ», — говорит Маркус, который приобрел объектив Canon EF 600mm f/4L IS III USM почти сразу, как он появился в продаже, чтобы создавать подобные потрясающие композиции. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/8 и ISO 3200. © Маркус Варесвуо
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Маркус, который специализируется на фотосъемке птиц, фотографирует охотящихся орланов-белохвостов уже много лет и знает, что такой тип съемки является настоящим испытанием для его фотооборудования. Именно поэтому он выбрал подобный тип съемки для проверки возможностей объектива Canon EF 600mm f/4L IS III USM — самого легкого в мире объектива 600 мм с диафрагмой f/4, стабилизацией изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням выдержки, и точной автофокусировкой с ультразвуковым мотором кольцевого типа.

Маркус, который родился в Хельсинки, наблюдал за птицами задолго до того, как стал фотографировать их. Он начал изучать их виды и поведение в возрасте 10 лет, но это переросло в увлечение фотографией лишь ближе к его 30-летию. После успешной карьеры в сфере бизнеса он в 45 лет стал профессиональным фотографом-натуралистом. Среди выигранных им конкурсов можно отметить премию World Press Photo в 2014 году.

В этой статье он рассказал нам о своей страсти к фотосъемке птиц, о трудностях фотографирования орланов-белохвостов и о создании невероятных кадров с птицами с помощью объектива Canon EF 600mm f/4L IS III USM.

A white-tailed eagle perches on the branch of a fir tree, lush green foliage behind it and its beady eye sharp.
Маркус по максимуму использовал стабилизацию изображения на объективе Canon EF 600mm f/4L IS III USM в попытках сфотографировать эту птицу, снимая с рук на раскачивающемся судне при установленном телеконвертере Canon EF 2x III и фокусном расстоянии 1200 мм. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM + телеконвертером Canon EF 2x III и следующими параметрами: 1/500 сек., f/11 и ISO 3200. © Маркус Варесвуо

Что вас больше всего привлекает в птицах?

«Ничего конкретного; это можно, скорее, назвать любовью всей жизни, которая и не планирует угасать. Конечно же, мне нравится процесс полета — взять, к примеру, ястреба, который летит по лесу, выслеживая добычу. То, как он маневрирует среди деревьев и ветвей, просто невероятно. Бакланы, пикирующие в воду, чайки, стаей окружающие орла, свиристели, которые едят рябину прямо с веток — я никогда не оставлю попыток запечатлеть подобные вещи с помощью моей камеры».

В чем заключаются основные сложности при фотосъемке птиц?

«Они могут быстро улететь вдаль. Или вверх. Птицы очень пугливы. Съемочный процесс — это игра в прятки, которая требует особого терпения, и это при том, что все происходит совсем недалеко от вас и требует моментальной реакции. Чтобы фотографировать птиц, вам нужно постоянно бороться со стихиями — дождем, туманом, холодом, теплом, ярким солнечным светом и темнотой. При этом невозможно брать с собой все оборудование, поэтому приходится искать компромисс и работать с тем, что решил захватить с собой перед выходом из дома. Так что многие решения принимаются в соответствии с обстоятельствами, на которые фотограф никак не может повлиять. Современное оборудование уже настолько высокого уровня, что теперь оно располагается не так высоко в списке проблемных аспектов такой съемки».

A white-tailed eagle in flight pictured from below, its wings spread wide, with a three-quarter moon faintly visible in the blue sky.
Захватывающая фотография орлана-белохвоста в полете. По словам Маркуса, ему нравится фотографировать не только птиц, но и их окружение, например погоду и разное освещение. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/8 и ISO 3200. © Маркус Варесвуо

Почему вы используете для съемки птиц камеру EOS-1D X Mark II? И какие объективы вы обычно используете?

An emperor penguin stands tall and clear as other penguins walk around, blurring around it.

Крис Пэкхем рассказывает о своей страсти к дикой природе

Крис Пэкхем — это один из самых известных телеведущих Великобритании, но его основным увлечением является фотосъемка дикой природы. В этом интервью он рассказал нам о своей работе.

«Есть много причин. Canon EOS-1D X Mark II — это быстрая камера, позволяющая создавать 14 кадров формата RAW в секунду, если для них есть место на карте памяти. У нее прекрасная автофокусировка, и она позволяет работать с высокими значениями ISO без потери качества. Это надежное устройство для работы в любых условиях, особенно в холодную погоду, когда мне нравится работать больше всего. Я использую оборудование Canon уже не один десяток лет, поэтому я работаю с камерой машинально. Мне не приходится задумываться о кнопках и элементах управления — вместо этого я могу полностью сосредоточиться на сцене и ситуации, которую нужно запечатлеть».

«Что касается основных объективов, которые я использую для съемки птиц, с 2012 года моим выбором является EF 600mm f/4L IS II USM, а в будущем я планирую приобрести EF 600mm f/4L IS III USM. Когда вы фотографируете птиц, большое фокусное расстояние — это основа основ. Еще одним хорошим объективом для фотосъемки птиц является Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM — я довольно часто выбираю именно его, поскольку я фотографирую не только самих птиц. Я хочу показать их среду обитания, а также погоду и меняющийся свет».

В чем, на ваш взгляд, основное преимущество EF 600mm f/4L IS III USM перед вторым поколением этого объектива?

«Он стал легче почти на килограмм, улучшилась модель распределения веса, и теперь это фантастический объектив для съемки с рук, которой я пользуюсь довольно часто. И все это достигнуто без потери качества. Впечатляет!»

«На съемках орланов-белохвостов он показал себя с лучшей стороны. EF 600mm f/4L IS II USM — это отличный объектив, а Mark III дает мне те же функции, но также располагает улучшенной эргономикой, которая снижает нагрузку на мою спину и плечи. Учитывая, что фотосъемка орланов-белохвостов выполнялась с рук, и мы были на борту судна с утра до вечера, меньший вес объектива действительно имел большое значение».

A white-tailed eagle pictured in flight from one side, with its wings slightly curved and its wing tips widely separated.
По словам Маркуса, у каждой птицы есть свои стратегии и техники охоты. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/4.0 и ISO 3200. © Маркус Варесвуо

Где вы фотографировали орланов-белохвостов?

«Я уже более 15 лет фотографирую орланов-белохвостов во Флатангере, Норвегия, вместе с Уле Мартином Дале, который знает об этих птицах все. В каждой поездке мне удается создать новые захватывающие материалы. Мы грузимся в судно и отправляемся на рандеву с животными, стихиями и пейзажами».

Сложно ли найти и сфотографировать этих птиц?

«Это непросто, ведь они летают на большой высоте вдалеке от людей. Лучшим способом является скрытая съемка из места, расположенного рядом с кормушками, либо съемка с борта судна, поскольку в море есть вероятность, что птица прилетит за рыбой, которую вы скинете за борт. Как и чайки, орланы-белохвосты давно уже поняли, что рядом с рыболовецкими судами всегда можно найти себе пищу».

A figure in a grey camouflage jacket and knitted beanie holding a Canon camera with a large, white telephoto lens, looking out over a body of water with a headland in the background.
Маркус на месте съемки с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM. Для фотографа основным преимуществом этого объектива стал меньший вес и улучшенная эргономика устройства, что помогает ему во время многочасовых съемок птиц. © Минна Линдрот

Как вам удалось создать столь качественные фотографии с орланами, которые хватают рыбу?

«Мы отправлялись на четырехдневные съемки и каждый день снимали от рассвета до заката, делая перерыв в обеденное время. Такие снимки создаются с помощью проводника и, конечно же, самих птиц, которые с уверенностью используют надежный источник пропитания. Такая съемка требует от проводника кропотливой и систематической работы — это не то, что можно сделать прямо в присутствии фотографа. Уле Мартин работает с местными орлами вот уже 15 лет; он отлично знает этих птиц, а они знают его. В первую очередь, все это делается с расчетом на заботу о птицах».

Как вам удалось добиться идеального положения птиц для создания нужных изображений?

«Можно сказать, что это напрямую относится к способности определять потенциал пейзажа и ситуации — как шкипер знает, куда направить судно в тех или иных погодных условиях, так и я знаю, как той или иной птице нравится охотиться. У каждой птицы есть свои стратегии и техники охоты».

A white-tailed eagle with a fish in its talons, a few droplets of water trailing behind, lit by golden sunlight from the side against a darkening blue background.
Маркус запечатлел мощь и великолепие орлана-белохвоста, парящего под ярким солнцем. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/2000 сек., f/4.0 и ISO 2500. © Маркус Варесвуо

Вы снимаете в самых разнообразных условиях освещения. Как ваше оборудование справляется с такой задачей?

«Я использую оценочный замер и применяю компенсацию экспозиции там, где освещение кажется особенно сложным. Я так долго фотографирую птиц на камеры Canon, что машинально устанавливаю значение компенсации. Это все очень ситуативно, и я делаю это настолько инстинктивно, что кажется, будто это часть моего ДНК. Независимо от того, какой способ замера вы используете, вам необходимо знать, как он работает».

Каким образом вы создали это замечательное изображение, на котором солнечный свет проходит через капли воды, создавая эффект фона из блесток?

«Здесь главное — это местоположение. Это было осенним вечером, и солнце уже начинало скрываться за холмом фьорда, возле которого мы снимали из лодки. Фон позади орла — это поверхность воды и темный холм, который выглядит таким темным из-за того, что находится в тени. Таким образом смежные элементы — луч солнечного света, падающий под низким углом, и остальной мир, который уже погрузился во тьму — стали основой сцены с сильным контровым светом, где свет попадает на капли воды, зависшие в воздухе после того, как орлан в полете схватил рыбу и взмывает с ней в небо. А еще совсем рядом можно увидеть брызги воды от пролетавшей мимо чайки, которая улетела, как только заметила неподалеку орлана».

«Создание фотографии, на которой гармонично сочетаются игра света и птица, совершающая быстрое действие, требует от вас превосходного владения фотооборудованием — именно оно придаст уверенности в своих силах. Также вам понадобится идеальное освещение, оптимальное местоположение и немного удачи».

A close-up of a white-tailed eagle with a fish in its talons, wings spread wide as it rises again after taking the fish.
Потрясающий крупный план орлана, который только что схватил рыбу. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 600mm f/4L IS III USM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/4.5 и ISO 5000. © Маркус Варесвуо

Работая над этой серией снимков, как вы добились максимальной четкости птицы на каждом кадре при том, что вам удалось создать красивый размытый фон?

«Дело в телеобъективе, а еще мне удалось полностью поймать птицу в кадр. Съемка быстрых движений означает необходимость использовать выдержку 1/3200 сек. для создания четких изображений. С диафрагмой f/4.5 фон выглядит размытым, чего я и хотел добиться».

«Я выбрал автофокусировку по 62 точкам. Орланы настолько быстро пикируют за рыбой, что практически невозможно использовать лишь несколько точек фокусировки и создать четкую фотографию. Эта серия снимков, на которой орлан пикирует и хватает рыбу, состоит всего из 30 снимков. Около половины из них получились четкими, что, учитывая условия съемки, с лучшей стороны характеризует и камеру, и фотографа. Нечеткие кадры, по большей части, получались из-за того, что фокус перемещался на крыло, которое находилось ближе к камере — к счастью, на остальных фотографиях камера фокусировалась на голове птицы, как и было задумано».

Наконец, в чем же секрет создания прекрасных фотографий с птицами?

«Знать все о птицах. Это звучит просто, но требует времени и усилий. Информацию можно найти в книгах, но знание приходит только с практикой — вам нужно наблюдать за ними, а также узнавать новое у других знатоков птиц. Это взаимовыгодные отношения — вы и даете, и получаете. Чем больше времени вы будете находиться на месте съемок, тем больше шансов вам представится».

Автор David Clark


Оборудование Маркуса Варесвуо

Незаменимое оборудование для профессиональной фотосъемки птиц

Photographer Markus Varesvuo positions a Canon camera with a long lens, which is on a tripod and covered with a camouflage lens cover. He stands beside a fir tree.

Камера

Canon EOS-1D X Mark II

Камера Canon EOS-1D X Mark II обеспечивает ведущую в своем классе производительность благодаря высокочувствительному полнокадровому датчику изображения CMOS 20,2 МП, расширенной 61-точечной системе автофокусировки Dual Pixel AF и поддержке съемки видео 4K. Маркус говорит: «У нее прекрасная автофокусировка, и она позволяет работать с высокими значениями ISO без потери качества. Это надежное устройство для работы в любых условиях».

Объективы

Canon EF 600mm f/4L IS III USM

Значительно легче модели предыдущего поколения (на 22%) и обеспечивает исключительное качество изображения благодаря производительности профессионального уровня. По словам Маркуса, который часто фотографирует с рук, это фантастический объектив для съемки такого типа.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Мощный зум-телеобъектив, созданный для профессионального использования, с прочной защищенной конструкцией, стабилизатором изображения (4 ступени) и специальными элементами объектива. Маркус говорит: «Я довольно часто выбираю именно его, поскольку хочу показать среду обитания птиц, а также погоду и меняющийся свет».

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас