СТАТЬЯ

Истории о спорте: руководство по портретной съемке спортсменов

От налаживания доверительных отношений до непрерывного развития — амбассадор Canon Лукаш Сквиот рассказывает о своем подходе к созданию легендарных портретов спортсменов.
Мускулистый спортсмен с голым торсом и усами-подковой делает напряженное лицо, держась за гимнастические брусья.

Амбассадор Canon Лукаш Сквиот — портретный фотограф в сфере спорта, поэтому он стремится передать напряжение спортивных моментов, обратив внимание зрителя не только на личность спортсмена, но и на окружение, в котором он выступает. «Мы хотели продемонстрировать атлетичность этой модели, поэтому я выбрал конфигурацию освещения, которая обеспечила высокую контрастность, — говорит Лукаш об этом ярком изображении. — Зачастую в рекламной съемке не приветствуются резкие тени и засвеченные участки, однако в тот раз мне предоставили карт-бланш». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM) и следующими параметрами: 80 мм, 1/250 сек., f/4 и ISO 160. © Лукаш Сквиот

Пока некоторые фотографы спорта работают в экзотических и роскошных локациях, специалист по портретной фотосъемке спорта Лукаш Сквиот зачастую работает в раздевалках стадионов, имея в запасе лишь несколько минут на создание яркого изображения для обложки.

За свою карьеру Лукаш успел поснимать футбол, гандбол и баскетбол с трибун, а затем обратился к жанру портретов, где в условиях ограниченного времени и высоких ожиданий ему необходимо создавать выразительные изображения в любых условиях. «От меня, как фотографа, зависит создание концепции, которая будет реализована в виде превосходного конечного изображения, — говорит он.

— Мне нравится работать с резким, контрастным светом, и создавать четкие, насыщенные фотографии. Также я часто использую спецэффекты, например дым, пыль или воду — это помогает создавать изображения, привлекающие внимание зрителя».

Однако Лукаш отмечает, что концепцию каждой фотосессии формирует как вид спорта, так и личностные качества спортсмена, которого он фотографирует. «В каждом виде спорта все по-разному, поэтому каждая фотосессия организуется с нуля, — говорит он. — Я стремлюсь запечатлеть динамику как спортсмена, так и выбранного вида спорта».
Игрок в американский футбол держит мяч одной рукой и словно бежит в сторону камеры в окружении белого дыма и пыли.

«Это одна из наиболее сложных в исполнении фотографий в моей карьере, — рассказывает Лукаш об этом изображении, которое ему удалось создать в рамках маркетинговой кампании для команды Panthers Wroclaw, чемпиона Польской лиги по американскому футболу. — На ней игрок прыгает среди клубов пыли в лучах света от трех внешних студийных вспышек. 50,6-мегапиксельный датчик камеры Canon EOS 5DS наряду с высоким значением диафрагмы помог создать максимально четкое изображение, подходящее для широкоформатной рекламной продукции». Снято на камеру Canon EOS 5DS с объективом Canon EF 85mm f/1.4L IS USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/9 и ISO 320. © Лукаш Сквиот

Профессиональный футболист Роберт Левандовский в кожаной куртке и темно-серой футболке держит перед собой золотой кубок.

Карьера Лукаша пошла в гору после успешных фотосессий с Робертом Левандовским, одним из наиболее известных футболистов Польши. «Это была фотосессия с Робертом, где мы делали фото на обложку журнала Piłka Nożna. У меня было лишь несколько минут на создание фотографии, что уже представляет сложность, однако работая с ведущими игроками, чувствуешь дополнительное давление», — говорит Лукаш. Снято на камеру Canon EOS-1D X (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 50mm f/1.4 USM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/3.5 и ISO 320. © Лукаш Сквиот

Индивидуальный подход

Когда изображения выглядят ярко и стильно, они всегда будут казаться выразительными. «На мой взгляд, идеальная фотография на 60% состоит из эмоций и на 40% из освещения», — говорит он.

Но как ему удается передать эмоции и продемонстрировать личностные качества моделей в столь короткий промежуток времени, отведенный на съемку?

«Я работаю со спортсменами, и они не модели, — признается Лукаш. — Работа с профессиональными моделями обстоит совсем иначе. Спортсмены не знают, чем занять руки или как лучше встать, поэтому бывает трудно запечатлеть искренние эмоции. Важнее всего — выстроить доверительные отношения, после чего вам будет проще управлять положением игрока».
Для этого Лукаш ориентируется на личностные особенности спортсмена. «Важно знать, что это за человек. Какие из его привычек наиболее известны? Возможно, стоит сделать акцент на татуировках, если они есть у спортсмена. Возможно, у него есть фирменное празднование гола? Я всегда готовлюсь заранее и узнаю что-нибудь о человеке, поскольку мне нужно наладить контакт и таким образом избежать неловкости».

Основой подхода Лукаша стал его опыт в борьбе с собственными страхами, которые мешали ему стать известным представителем индустрии. «Я всегда был очень скромным и старался не фотографировать людей, однако работа фотожурналистом в журнале Piłka Nożna убедила меня в том, что я продолжу заниматься портретной фотосъемкой спортсменов.

«Мне просто нужно было делать снимки, — рассказывает он. — Когда я впервые фотографировал футболиста, мне было очень некомфортно. Это словно прыжок в море со скалы, однако я должен был это сделать. Было довольно неловко, однако благодаря этому меня пригласили на следующие фотосессии».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Легкоатлет Марцин Левандовский стоит в зеленой майке среди облака магнезии, раскинув руки.

Для съемки Марцина Левандовского, польского бегуна на средние дистанции, Лукаш выбрал камеру Canon EOS R5. «Превосходное разрешение EOS R5 позволяет запечатлеть даже мельчайшие частицы пыли, — говорит Лукаш. — Более того, автофокусировка поддерживала фокус на глазах Марцина и не потеряла их среди облаков пыли. Такие фотографии нужно создавать с первой попытки, поэтому от камеры требуется надежность». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 47 мм, 1/200 сек., f/9 и ISO 100. © Лукаш Сквиот

Легкоатлет Марцин Левандовский в синем свитере и светло-серой куртке позирует на камеру в небольшой комнате, залитой контровым светом.

Еще одна созданная Лукашем фотография Марцина Левандовского; на этот раз спортсмен одет более формально. «Я использовал яркий контровый свет, чтобы обозначить силуэт модели», — говорит Лукаш. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 60 мм, 1/200 сек., f/9 и ISO 100. © Лукаш Сквиот

Планирование и освещение

По мере роста уверенности в своих силах Лукаш получал все более сложные заказы, включая настоящий «экзамен» — съемку изображений для обложек изданий. «Я стараюсь не говорить спортсменам, что мы снимаем для обложки, поскольку они сразу начинают нервничать, что мешает работе», — говорит он. Он также научился не обращать особое внимание на определенную композицию. «Нужно помнить, как выглядит обложка, и выбирать композицию с учетом названия и заголовков, которые будут окружать фото, — поясняет он. — Однако бывает, что запланированная для обложки фотография оказывается не самой интересной, и редакторы меняют компоновку обложки, поэтому я стараюсь поддерживать уровень для всех фотографий».
Лукаш начинает обращать внимание на детали задолго до начала съемок. «Очень важно распланировать фотосессию и составить мудборд, — говорит он. — Моя девушка Анжелика, которая руководит художественными процессами на многих моих фотосессиях, очень помогает мне. Это в том числе тип освещения, количество ламп и модификаторов согласно концепции фотосессии и эффекта, который хотим получить либо я, либо заказчик».

Лукаш предпочитает работать в студии, где может управлять освещением, однако регулярно работает на локации. «Съемки на улице зависят от погодных условий и требуют большей мобильности, поэтому я беру с собой меньше оборудования, — говорит он. — В тренажерном зале бывает трудно выбрать композицию, где в кадре не будет объектов, отвлекающих внимание от спортсмена. Они созданы для занятий спортом, а не фотосъемки, так что создание наиболее интересного эффекта на конечных изображениях — это задача фотографа».
A portrait of a model in a white jacket in front of a busy but blurred street.

Лучшие объективы Canon для портретной фотографии

Фотографы Гия Бесана и Фелисия Сиско вместе с экспертом Canon Майком Бернхиллом рассказывают о лучших объективах Canon для создания идеальных портретов.
Польский боец UFC Марчин Тыбура держит руки в боевой стойке и смотрит в камеру.

Польский боец UFC Марчин Тыбура позирует, находясь в прицеле объектива Лукаша. «Для этой фотосессии я выбрал фон с подсвеченными оранжевыми полосами — это цвет спонсора, для которого я выполнял этот заказ рекламной съемки», — говорит Лукаш. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 85mm f/1.8 USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/8 и ISO 100. © Лукаш Сквиот

Выбор оборудования

Когда размер изображения не является приоритетным фактором, Лукаш старается работать с Canon EOS-1D X Mark III. «Превосходная серийная съемка 16 кадров/сек. в сочетании со студийными лампами помогает мне создавать невероятно динамичные фотографии», — говорит он.

Однако с недавних пор Лукаш начал работать с полнокадровой беззеркальной системой Canon EOS R, а его любимым сочетанием стала камера Canon EOS R5 с объективом Canon RF 85mm F1.2L USM. «45-мегапиксельный датчик обеспечивает превосходное разрешение, необходимое для рекламных кампаний, и отличную динамику оттенков цвета, — говорит он. — Однако для меня важнее всего автофокусировка, которая позволяет мне сосредоточиться на выборе композиции, а не на поддержании фокуса на объекте. Спортсмен может находиться даже в углу кадра и все равно оставаться в полном фокусе. Наличие точек автофокусировки по всему кадру делает процесс гораздо проще — теперь мне нужно думать только о композиции, что позволяет работать быстрее».

«Объектив RF 85mm F1.2L USM позволяет работать на оптимальном расстоянии от модели и налаживать контакт, а также обеспечивает отсутствие искажений и реалистичную передачу пропорций. Однако важнее его превосходная оптическая конструкция, которая обеспечивает фантастическую четкость. Я также работаю с ярким контровым светом, направленным в сторону камеры, поэтому для меня важно отсутствие бликов».

При съемке подвижных объектов Лукашу нравится, что следящая автофокусировка по всему кадру и непрерывная съемка 12 кадров/сек. на EOS R5 позволяют ему в большинстве случаев делать нужные снимки с первой попытки.
Черно-белое изображение игрока в американский футбол, ныряющего с мячом в вытянутой руке под светом ярких прожекторов стадиона.

Как в студии, так и на локации Лукаш тщательно продумывает ход съемки. «Я крайне редко присылаю заказчику черно-белые фотографии, однако для этой съемки я решил создать очень контрастную сцену с белой спортивной формой, которую должны были дополнять лучи света от ярких прожекторов в ночном небе. Съемка в монохромном режиме помогла мне подчеркнуть эту идею и добавить драматизма», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 31 мм, 1/200 сек., f/5 и ISO 640. © Лукаш Сквиот

Меняя менталитет

Успешная работа с Робертом Левандовским, капитаном сборной Польши по футболу, и командой Panthers Wroclaw, чемпионами Польской лиги по американскому футболу, помогли Лукашу стать значительно увереннее в себе. Однако он не собирается расслабляться.

«Если вы хотите чего-то достичь, нужно сохранять веру и постоянно стремиться к лучшему, — говорит он. — Сейчас на рынке все меняется в мгновение ока, поэтому никто не может почивать на лаврах. Я стараюсь сделать каждую последующую фотосессию лучше, чем предыдущие. Я всегда пытаюсь искать новые знания, расширять навыки работы со светом и повышать качество обработки фотографий, чтобы предоставлять заказчикам продукт наилучшего качества».

Лукаш увлечен фотографией, однако также стремится искать новые вызовы и возможности. «У меня пока не было возможности поработать со спортсменами с физическими ограничениями, однако в спорте очень важно подчеркнуть разнообразие и доступность. Я надеюсь, что в будущем мне предоставится шанс поработать с такими спортсменами из разных видов спорта, например в рамках личного проекта. Думаю, что у меня получится создать очень выразительные изображения».

Автор Mark Alexander


Оборудование Лукаша Сквиота

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Łukasz Skwiot's kitbag containing Canon cameras, lenses and accessories.

Фотокамеры

Canon EOS-1D X Mark III

EOS-1D X Mark III — это идеальный инструмент для творчества, оснащенный системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении.

Canon EOS R5

Непревзойденная производительность EOS R5 поможет вам преобразить свой стиль фото- и видеосъемки. Лукаш говорит: «EOS R5 предлагает мне превосходное качество изображения, высокое разрешение и широкий динамический диапазон, в то время как автофокусировка на глазах упрощает процесс съемки, позволяя сосредоточиться на композиции, а не положении фокуса».

Canon EOS 5DS

Камера Canon EOS 5DS обеспечит необходимый уровень резкости в решающие моменты и преобразит ваш взгляд на мир. «EOS 5DS предлагает разрешение вплоть до 50,6 МП. Это несравненная четкость и детализация», — говорит Лукаш.

Объективы

Canon RF 85mm F1.2L USM

Превосходный портретный объектив для создания изображений наиболее высокого уровня. Лукаш говорит: «Мне нравится четкость этого объектива и покрытие Air Sphere, которое устраняет блики, ведь я часто применяю яркий контровый свет, направленный в сторону камеры».

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Высокая светосила и скорость работы системы фокусировки этого компактного стандартного объектива 50 мм с отличными характеристиками делают его надежным вариантом для любых фотографов, которым требуется самая высокая производительность.

Статьи по теме

  • Лыжник, одетый в бирюзовый костюм, на краю крутого спуска на фоне заснеженных гор.

    Статья

    Как начать карьеру фотографа спорта: советы профессионалов

    Три профессиональных фотографа спортивных мероприятий делятся 15 лучшими советами по началу карьеры в этой сфере — от выбора оборудования до приемов создания идеальных кадров.

  • Скейтбордист выполняет ложный кикфлип внутри изогнутой кирпичной арки виадука — композиция выстроена таким образом, что на заднем плане видны следующие арки моста.

    СТАТЬЯ

    Смешение активных видов спорта и архитектурной фотографии

    Амбассадор Canon Лоренц Холдер рассказывает о том, как фотографировал скейтбордиста, катающегося внутри арки виадука, с помощью светосильного зум-телеобъектива.

  • Черно-белая фотография с двойной экспозицией: пожилой мужчина в шапке + городской пейзаж каменных зданий.

    СТАТЬЯ

    Двойная экспозиция: история про людей и про место

    Узнайте, как документальный фотограф Алин Дешам комбинирует портреты и городские пейзажи, чтобы передать силу итальянского сообщества.

  • СТАТЬЯ

    Пять лучших советов по созданию портретов именитых спортсменов

    Амбассадор Canon Андрей Голованов делится своими советами и техниками создания портретов спортсменов — от освещения и фона до позирования и атрибутики.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro