СТАТЬЯ

Голливудский продюсер Майкл Дили рассказывает об индустрии кинематографа

Michael Deeley and Michael Caine leaning on minis in Italy.
Британский продюсер Майкл Дили вместе с Майклом Кейном на улицах Турина во время съемки «Ограбления по-итальянски» (1969 г.). (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)

«Продюсер, в первую очередь, — это человек, благодаря которому начинается процесс создания фильма, — говорит кинопродюсер и обладатель «Оскара» Майкл Дили. — Он связан с фильмом от начала до конца и участвует в его создании дольше всех». В 70-е годы прошлого века в Голливуде появился звездный образ режиссера, и роль продюсера осталась где-то на втором плане. Но без вклада Майкла на свет не появились бы такие легендарные фильмы, как «Ограбление по-итальянски» (1969 г.), «Охотник на оленей» (1978 г.) и «Бегущий по лезвию» (1982 г.). В этом новом интервью заслуженный голливудский продюсер родом из Лондона поведал нам об индустрии кинематографа и рассказал, каково это — работать с Ридли Скоттом.

Майкл попал в мир кинематографа после окончания воинской службы в Малайзии — случайный разговор с другом его матери позволил ему стать вторым помощником редактора в компании, которой владел Дуглас Фэрбенкс-младший. Майкл прокомментировал эту работу так: «Платили там столько же, сколько в Малайзии только погибшим героям платят, и за несколько месяцев я понял, что это невероятно весело». Его путь начался с монтажных комнат, и уже скоро в свободное время он начал создавать свои короткометражные фильмы, пригласив в 1956 году Питера Селлерса и Спайка Миллигана сыграть в своей первой картине.

Canon Professional Services

Ваше оборудование в надежных руках

Получайте доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services (CPS).

В начале 60-х он стал управляющим директором и продюсером в лондонской продюсерской компании Woodfall Films, которая принесла миру удостоенный «Оскара» фильм «Том Джонс» (1963 г.) и фильм «Сноровка» (1965 г.), получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Работая в конце 60-х независимым кинопродюсером, Майкл создал то, что теперь называют классикой — фильм «Ограбление по-итальянски» (1969 г.).


В 1973 году он стал управляющим директором British Lion Films, а затем и вовсе владельцем этой компании, после чего руководил работой над фильмом «А теперь не смотри» (1973 г.) и культовой картиной «Плетеный человек» (1973 г.). Он также был продюсером фильма «Человек, который упал на Землю» (1976 г.) с Дэвидом Боуи в главной роли.


Когда British Lion Films была выкуплена EMI Films, Майкл и его знакомый продюсер Барри Спайкингс заняли управляющие должности и в 70-е годы руководили созданием таких блокбастеров, как «Конвой» (1978 г.), «Смерть на Ниле» (1978 г.), «Вожди Атлантиды» (1978 г.) и «Охотник на оленей» (1978 г.). А в 1982 году он стал продюсером, возможно, своего самого известного фильма, который откровенно провалился в прокате, но затем получил статус классики научной фантастики. Речь идет о «Бегущем по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли. В этом интервью Майкл рассказал нам о своей успешной карьере и поделился мыслями относительно текущего состояния индустрии кинематографа.

Harrison Ford dressed as Rick Deckard on the set of Blade Runner, talking to director Ridley Scott
Режиссер Ридли Скотт и Харрисон Форд обсуждают одну из сцен «Бегущего по лезвию» (1982 г.), одного из самых известных фильмов, в которых Майкл Дили выступал в качестве продюсера. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)
David Bowie in costume as Thomas Jerome Newton on the set of The Man Who Fell to Earth, surrounded by the film crew.
Ник Роуг дает указания Дэвиду Боуи на съемках фильма «Человек, который упал на Землю» (1976 г.), где продюсером выступал Майкл Дили. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)

Продюсеры менее известны широкой публике, чем режиссеры. С чем это связано?

«Продюсер, в первую очередь, — это человек, благодаря которому начинается процесс создания фильма. Он с самого начала ищет материал, который впоследствии ляжет в основу фильма. Продюсер решает, что это хорошая история, а затем старается убедить в этом других людей, включая тех, кто будет инвестировать в фильм. Вам нужно привести аргументы, которые убедят таких инвесторов, как Paramount, MGM и другие компании подобного масштаба. Продюсер ищет и нанимает режиссера, собирает бюджет фильма и организует съемочный процесс, а также в некоторых случаях занимается прокатом. Он связан с фильмом от начала до конца и участвует в его создании дольше всех. На этапе съемок продюсер, конечно, подчиняется режиссеру. Если тому нужно, чтобы вы передвинули Тадж-Махал на пару сантиметров, и это возможно сделать — вы должны это сделать. Если это обойдется вам в миллиард долларов, вы не делаете этого — но должны попытаться».


Откуда вы черпаете идеи?

«Поиск идей для будущих фильмов — это очень важная задача для продюсера. Без материала и проекта у продюсера не остается обязанностей. Я читаю все подряд — я читаю сценарии, пока от них не начинает тошнить, и зачастую черпаю идеи оттуда. Один из моих фильмов — "Конвой" 1978 года — был вообще основан на одной песне. Если вы можете создать фильм из одной песни, вы сможете подчерпнуть идеи из театра, книг... да чего угодно. В большинстве случаев я искал оригинальные идеи, а не идеи для ремейков».


Над «Бегущим по лезвию» вы работали вместе с Ридли Скоттом. По каким критериям вы выбираете режиссеров?

«По стилю картины и типу задания. Что касается "Бегущего по лезвию", Ридли стал лучшим вариантом из возможных. Для меня это был идеальный выбор. Он создавал фильмы про космос, про инопланетян, и я думаю, что в этой индустрии он один из тех, у кого действительно наметан глаз. Ридли обращает особое внимание на детали. Он подстраивает кадры под свое художественное видение. Иногда он сидел на операторском кране, и актеры ждали, пока он подвинет пепельницу, которая стоит в самом углу стола, на пару сантиметров в ту или другую сторону. Это удивительное внимание к деталям делает его картины запоминающимися и очень-очень красивыми, и не столь важно, что в них происходит».


Изначально вы не были заинтересованы в съемках «Бегущего по лезвию». Как фильм-антиутопия в жанре научной фантастики получил финансирование?

«Я не читал оригинальную книгу Филипа Дика, только предварительный сценарий, написанный Хэмптоном Фанчером, и сначала я не увидел в этой истории фильма. Я думаю, что идея научной фантастики как таковой тогда еще не сложилась у меня в голове. Что касается финансирования антиутопии, инвесторы понятия не имели, во что вкладывают деньги. Когда структура и идея фильма стали проявляться все четче, мы столкнулись с недовольством примерно трети инвесторов, которые вдруг увидели, что это вовсе не радостный фильм, каким они его себе представляли».

A concept art painting shows a dark city street with older buildings fitted with neon external light panels, and a futuristic car parked.
Рисунок Сида Мида, создателя концептуальных дизайнов в стиле футуризма для фильма «Бегущий по лезвию», на котором изображено, как улицы Лос-Анджелеса 2019 года должны выглядеть в фильме. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)
Daryl Hannah in costume as Pris from Blade Runner, wearing a sheer black leotard, heavy black eye makeup and holding a doll by the hair.
Игривый, но устрашающий репликант Прис из «Бегущего по лезвию» (1982 г.), которого сыграла Дэрил Ханна. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)

Как происходило формирование визуальной эстетики «Бегущего по лезвию»?

«Нам предстояло создать картинку, которая выглядела бы как будущее через 40 лет, и очень многие упорно трудились, чтобы представить себе это будущее. Сид Мид, создатель концептуальных дизайнов в стиле футуризма, изначально пришел в команду для разработки новых дизайнов автомобилей, но впоследствии внес гораздо больший вклад в фильм, чем мы ожидали. Ридли Скотт знал, как расширить границы определенности, взять концепт будущего и связать его с тем, что происходит в настоящем. За один из основных концептов Ридли взял полотно Эдварда Хоппера "Полуночники", которое отражает грустную сторону городской жизни, и использовал его для создания атмосферы фильма».


Может ли фильм на стадии концепта значительно отличаться от фильма на стадии производства?

«Да, к примеру, фильм "Ограбление по-итальянски" в итоге вообще не был похож на то, что было в сценарии. Изначально это была довольно серьезная история с достаточно точным сценарием. Paramount хотели заняться созданием картины, и Майкл Кейн тоже был готов сыграть в ней, но с ролью Кейна в самом фильме произошло что-то не то. Все изменилось, когда я начал думать о том, как включить в картину таких персонажей, как Бенни Хилл или Фред Эмни, и прочих людей, которые полностью несопоставимы с понятием "серьезный фильм", и в итоге мы создали веселый и забавный киноопус. Сценарий остался тем же, но актерский состав перевернул все с ног на голову. Писатель терпеть не мог фильм до его выхода в прокат, потому что я изменил его историю».


Теперь мы смотрим вашу фильмографию и видим один шедевр за другим. Были ли времена, когда что-то шло не так?

«Я отклонил предложение о съемках по мотивам первой книги одного молодого автора под названием "День Шакала". Я прочитал книгу и сказал ему: "Извините. Фильма из этого не получится. Мы с вами знаем, что Шарль де Голль жив, так что фильм про его убийство не имеет смысла". Он смог найти, видимо, более дальновидного и опытного продюсера, чем я, который увидел в этом совсем другую концепцию фильма (он был о том, как героям удалось предотвратить убийство), и фильм произвел фурор».


Считаете ли вы, что фильмы, которые появляются в наши дни, отличаются от картин, продюсером которых являлись вы?

«Я не вижу особой разницы между фильмами 60-х и 70-х годов прошлого века. Сейчас студии делают, в основном, крупные картины наподобие вселенной Marvel. Это вспышки света, много движения и громких звуков, и все это нравится как довольно-таки неискушенным зрителям, так и, без сомнений, некоторым представителям искушенной публики. Это просто яркий пример. Студии никогда не хотели рисковать, но при этом им хочется выпускать что-то особенное — здесь сложно поддерживать баланс».

John Wayne and Michael Deeley shaking hands at the Oscars, Michael holding an award.
Джон Уэйн и Майкл Дили на вручении премии «Оскар» в 1979 году. Тогда фильм «Охотник на оленей», над которым помимо Майкла работали Барри Спайкингс, Майкл Чимино и Джон Певеролл, получил награду «Лучший фильм». © Академия кинематографических искусств и наук. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)
Michael Cimino and Robert De Niro in costume and on set for The Deer Hunter.
Майкл Чимино и Роберт де Ниро на съемках «Охотника на оленей» (1978 г.), где продюсером выступал Майкл Дили. (Изображение из книги «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах), авторы Майкл Дили и Мэтью Филд.)

Проще ли сейчас стать кинематографистом, чем раньше?

«Сейчас у продюсеров больше возможностей. Amazon и Netflix внезапно стали тратить кучу денег, и это является хорошим подспорьем для индустрии и профессионалов, которые в ней работают. Думаю, в этом плане все стало проще, но раньше индустрия более строго регулировалась, и понять ее механизмы было проще. Мне кажется, что сейчас очень сложно понять, где и как добиться финансирования фильма. Что касается независимых кинематографистов, здесь вопрос уже стоит в том, как добиться создания фильма. Вам нужно использовать любые доступные средства, чтобы убедить инвесторов в том, что ваш фильм окупится. Но процессы поиска хорошей идеи, актерского состава и подходящего режиссера остались прежними — не думаю, что это претерпело изменения».


Что бы вы посоветовали начинающим кинематографистам?

«Не думайте, что вы сразу окажетесь в раю — это не так. Я бы посоветовал начать с самого начала. Вне зависимости от того, кем вы хотите стать, начните с основ — устройтесь помощником редактора, человеком с "хлопушкой", третьим помощником в отделе обработки звука и так далее. У этого есть плюсы: во-первых, вы поймете, как зарабатывать деньги, а во-вторых, когда вы станете режиссером, продюсером или кем-то еще, каждый в вашей съемочной группе будет знать, что вы начинали с основ и прошли долгий путь, а не просто закончили академию киноискусства и решили стать режиссером».


Какие фильмы вы любите?

«На самом деле, из моих фильмов я бы посмотрел только одну ленту, и это "Ограбление по-итальянски". Мне нравятся достаточно незатейливые фильмы, например "Моя большая греческая свадьба". В основном это комедийные или романтические фильмы с незамысловатым сюжетом, но кроме "Ограбления" я не создал ничего подобного. Есть фильм, который не похож ни на одну из моих картин, но он мне тоже нравится — это "Mamma Mia!" Я уверен, что продолжение станет по-настоящему успешным. Они сохранили весь актерский состав, и пусть актеры уже не столь молоды, но это точно сработает. Таких фильмов не так много».


Какая из ваших лент вызывает у вас наиболее яркие эмоции?

«Боже мой. Фильм, который вызывает радостные эмоции, — это, конечно, "Ограбление по-итальянски". "Бегущий по лезвию" дает возможность чувствовать себя успешным. Есть некое раздражение от того, что в "Охотнике на оленей" не все прошло гладко, но "Оскар" перебивает его. Я не считаю ни один из этих фильмов идеальным. Даже в "Ограблении" были моменты, где нам стоило сделать по-другому».



Книга Майкла Дили и Мэтью Филда под названием «Blade Runners, Deer Hunters and Blowing the Bloody Doors Off: My Life in Cult Movies» (Бегущие по лезвию, охотники на оленей и вышибание дверей: моя жизнь в культовых фильмах) в издании от The History Press уже доступна для покупки.

Автор Lucy Fulford and Beren Neale


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас