СТАТЬЯ

Лица на снимках: что характеризует современные портреты крупным планом?

Фотограф-портретист Иван Вайс делится советами и техническими приемами по созданию качественных портретов крупным планом и рассказывает о значимости системы Canon EOS R в своей работе.
Молодая женщина с густыми темными волосами, одетая в шерстяное пальто с высоким воротником, смотрит прямо в камеру, сложив руки на груди.

Портрет актрисы Миранды Шамисо. Отстраняясь от популярной культуры, портретный фотограф Иван Вайс избегает страха перед популярностью. «Я не смотрю телевизор, не хожу в кино и редко хожу в театр. Я не знаю этих людей, и это играет мне на руку, поскольку мне все равно, кто передо мной, даже если это талантливый актер. Мне важно, чтобы заказчик смог создать образ, который говорит о его успешности. А уж правда это или нет, это не мое дело». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2 USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/1.2 и ISO 100. © Иван Вайс

За последние несколько десятилетий создание портретов крупным планом стало совсем другим. Изображение, которое раньше создавалось в одно мгновение, на однотонном фоне, теперь стало способом отразить характерные черты личности.

«Портрет крупным планом — это, пожалуй, наиболее важная часть личного бренда фотографа, поэтому такие работы должны отражать ваш характер и демонстрировать объект, который вы хотите показать миру», — говорит Иван Вайс, специалист по портретной съемке.

Иван живет и работает в Лондоне, Великобритания, и занимается фотографией всю осознанную жизнь — отчасти это произошло по причине того, что его отец работал фотографом в газете. Те дни, что в детстве Иван провел в фотолаборатории, помогли ему найти мотивацию для творчества, которая питает его и по сей день. «Портретная фотография предлагает преимущества творчества, в то же время позволяя объединиться с другим человеком и создать материалы, которые также будут важны и ему», — говорит он.

Иван говорит, что у каждого фотографа до сих пор свой взгляд на то, что отличает портрет крупным планом от обычного портрета, однако сам считает, что хотя каждый портрет крупным планом можно отнести к категории портретов, не каждый портрет создается крупным планом. «Сейчас портреты крупным планом призваны продемонстрировать то, каким человек хочет предстать перед публикой. Портрет — это субъективная интерпретация модели», — отмечает он.

В этой статье Иван рассказывает о том, как ему удается раскрыть характерные черты снимаемых людей, а также о причинах выбора системы Canon EOS R, которую он считает идеальной для создания ярких портретов, в том числе и крупным планом.
Лицо женщины крупным планом; по ее щеке течет слеза.

Чтобы запечатлеть человека столь крупным планом, фотографу нужно выстроить с ним доверительные отношения. «Я хочу видеть искренние эмоции, — говорит Иван. — После этого я стремлюсь получить тот отклик, который кажется нужным. Всегда проще начать со смеха. Если я могу рассмешить человека, то смогу и вызвать у него слезы». Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/2000 сек., f/1.2 и ISO 154. © Иван Вайс

Мужчина с бородой смотрит вниз и немного вбок от камеры, прикрыв глаза. Он одет в коричневое шерстяное пальто с большим воротником и темно-коричневую кепи.

Для создания этого автопортрета в рамках проекта, которым Иван занимался во время самоизоляции, он воспользовался программами Canon EOS Utility и Digital Photo Professional. Включив режим Live View на ноутбуке, он смог создать сложную конфигурацию источников света, даже будучи объектом в кадре. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/4000 сек., f/1.2 и ISO 100. © Иван Вайс

Как завоевать доверие заказчика и заставить его выразить яркие эмоции, особенно если человек не привык находиться в прицеле объектива?

«Нужно продемонстрировать ему, что вы уверены в том, что делаете. Я всегда начинаю с привычных мне конфигураций освещения. Как только ко мне приезжает заказчик, я оцениваю его параметры. К примеру, рост или с какой стороны лучше снимать этого человека. Пока человек садится, я немного корректирую сцену, не отвлекаясь от общения с ним. Благодаря этому заказчики чувствуют себя более расслабленно и доверяют мне.

Кроме того, я также снимаю на камеру, которая подключена кабелем к контрольному монитору, поэтому заказчик может следить за происходящим. Например, я могу попросить его сделать гримасу, после чего делаю снимок и удаляю на его глазах. Это ведь цифровой файл — если не нравится, его можно удалить! Думаю, что нужно быть с заказчиком максимально честным в отношении того, как выполняется моя работа».
Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Как вы даете указания людям, чтобы создавать естественные фотографии?

«Я даю заказчикам большое количество указаний, начиная от портретов в полный рост и завершая портретами крупным планом. Правильное распределение веса помогает им занять нужное положение и поднять настроение; зрители тоже хорошо подмечают такие моменты. Когда человек занимает нужное положение, я начинаю разговаривать с ним. Мы можем говорить о чем угодно. Бывает, что я загадываю им задачки по математике. Мне очень нравится спрашивать людей, арестовывала ли их полиция.

Как только видишь реакцию, то сразу можешь найти нужный стиль работы с тем или иным человеком. Это словно мы с ними много лет дружим. Для портретного фотографа очень волнительно устанавливать контакт с человеком, который еще пару минут назад был для них незнакомцем».
Мужчина с густыми черными кудрявыми волосами и в белой футболке, пристально смотрит в камеру, фотографируясь на темно-сером фоне.

При съемке портретов крупным планом Иван использует особые конфигурации и модификаторы, например зонт или софтбокс, для создания более атмосферных изображений. «В модификаторах важнее всего знать, где находится край освещаемой области, поскольку это позволяет делать фотографии более объемными, — говорит он. — Нужно не просто подсветить человека, а направить его таким образом, чтобы край находился совсем рядом с объектом съемки; это поможет создать более драматичный эффект». Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/1.2 и ISO 100. © Иван Вайс

Вы используете Canon EOS R5 и Canon EOS R. Какие преимущества как фотографу вам дает беззеркальная технология?

«Функция автофокусировки по глазам на Canon EOS R5 позволяет сосредоточиться на создании композиции. Все настолько интуитивно — человек может находиться в любой точке кадра, и камера распознает его глаза. После создания базовой композиции можно менять ракурс для создания оптимальной сцены, не теряя при этом точку фокусировки. Я стараюсь не думать о камере и сделать так, чтобы модель тоже не думала о камере. Беззеркальная камера дает мне такое преимущество».
Какие объективы вы используете для съемки портретов, в том числе крупным планом?

«Если я снимаю на локации, то работаю с зум-объективом. Модель Canon RF 28-70mm F2L USM позволяет избежать постоянной смены объектива. Я могу снимать крупным планом при 70 мм и f/2, привлекая внимание зрителя к глазам человека, в то время как все остальное выглядит немного размытым. Он не менее эффективен, чем светосильные фикс-объективы предыдущего поколения. А еще обеспечивает превосходную четкость. Я использую его с фокусным расстоянием 28 мм для съемки портретов в полный рост, а чтобы включить в кадре больше контекста, выбираю расстояние 35 мм. Я регулярно фотографирую актеров, поэтому часто снимаю в альбомной ориентации, словно это съемочная площадка».
А как насчет фикс-объективов?

«Canon RF 50mm F1.2L USM — это лучший объектив в истории фотографии. Это не обсуждается. При съемке крупным планом может проявиться некоторое искажение перспективы, которое создает эффект близости к модели. При съемке в альбомной ориентации можно также использовать свободное пространство для создания погрудного портрета. При съемке портрета по пояс он обеспечивает естественную перспективу; даже в небольшой студии его можно использовать для съемки портретов в полный рост.

Canon RF 85mm F1.2L USM DS — это мой основной объектив для создания корпоративных портретов крупным планом, когда заказчик хочет, чтобы все выглядели достойно. 85-мм объектив идеально подходит для погрудных портретов. Я снимаю в альбомной ориентации, поэтому могу использовать немного свободного пространства в кадре. Я работаю с 85-мм объективом версии DS, поэтому при выборе диафрагмы f/1.2 он обеспечивает плавную расфокусировку для равномерного размытия заднего плана. Это позволяет сэкономить время при ретушировании».
Женщина с серебристыми волосами, одетая в красную шелковую рубашку, опирает голову на руку, элегантно облокачиваясь на поверхность стола. Она смотрит куда-то вдаль.

«Многие фотографы считают, что человек в прицеле объектива также несет некоторую ответственность, — говорит Иван. — Думаю, что это совсем не так. Дело не в том, чтобы найти фотогеничного человека, а в том, чтобы направить человека в нужную сторону и взять на себя ответственность за получившийся результат». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2 USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/8 и ISO 1600. © Иван Вайс

Обычно вы используете конфигурации с постоянным светом. Можете объяснить свой выбор?

«Постоянный свет позволяет сразу видеть результат. Он помогает мне создавать более точные конфигурации света. Большинство моих заказчиков не привыкли фотографироваться. Расслабьтесь, но замрите — такое указание определенно озадачит любого. Возможность создать более точную конфигурацию для человека, который не умеет вести себя в прицеле объектива, очень помогает».

Можете рассказать нам о том, как вы используете программу Canon Digital Photo Professional (DPP)?

«Я работаю с EOS Utility и DPP при проводном подключении камеры, а также создаю собственные цветовые профили на камере с помощью Canon Picture Style Editor. При обращении к электронному видоискателю я вижу, как изображение будет выглядеть с примененным цветовым профилем, еще до создания фотографии. Это позволяет работать значительно быстрее и применять эффекты без дополнительного редактирования, что является приятным бонусом для заказчиков. Однако важнее всего сразу же продемонстрировать свои навыки клиенту. Если первая фотография, которую вы сделаете, получится удачной, у человека сразу же изменится мнение о вас, и фотосессия пройдет в совершенно другом ключе.

DPP — это первый шаг в рамках постобработки файлов. Я использую встроенную систему рейтинга фото для просмотра файлов с фотосессии и создания краткого списка из наиболее удачных фотографий. После выбора изображений для окончательного редактирования я немного корректирую экспозицию, баланс белого, среднюю точку и четкость в файле RAW, а также обычно немного снижаю общую контрастность, чтобы у меня было больше возможностей для передачи определенных цветов и выборочного применения контраста. Я применяю нужные настройки повышения резкости и создаю 16-битный файл TIFF, который затем экспортирую в программу редактирования изображений для более детального ретуширования и цветокоррекции. У меня все настроено таким образом, что файл TIFF сохраняется в специальную подпапку, что помогает в организации рабочего процесса».

Автор Mark Alexander


Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro