СТАТЬЯ

Волшебство кукольной анимации

A Canon EOS-1D X camera mounted on a motion control rig and positioned next to a puppet on the set of Wes Anderson's Isle of Dogs.
Во время съемок удостоенного наград художественного фильма Уэса Андерсона «Остров собак», созданного с помощью кукольной анимации, использовалось 80 камер Canon EOS-1D X. В этой сцене камера установлена на управляемое крепление и будет снимать персонажа, постепенно отдаляясь от него. © Тристан Оливер / «Остров собак»

Рэй Харрихаузен, основоположник стиля кукольной анимации, в 1963 году создал картину «Ясон и аргонавты», которая даже сейчас будет интересна зрителям. Сцена сражения со скелетом и анимированная гигантская бронзовая статуя Талоса в те времена стали настоящей сенсацией, но даже сейчас выглядят достаточно реалистично, чтобы стать причиной детских ночных кошмаров.

Рэй Харрихаузен стал одним из основных популяризаторов кукольной анимации и использовал эту технику в создании таких классических фильмов, как «Таинственный остров» (1961 г.) и «Битва титанов» (1981 г.). Многие создатели фильмов использовали его технику, получившую название «динамация», чтобы обеспечить реалистичное взаимодействие актеров с анимированными моделями на экране.

Приурочив к 100-летию со дня рождения Рея Харрихаузена выпуск нового встроенного ПО, предназначенного для расширения функциональности камеры Canon EOS R при создании материалов в стиле кукольной анимации, мы узнали у трех операторов-постановщиков о магии создания фильмов с кукольной анимацией. В этой статье они расскажут о том, как кукольная анимация продолжает развиваться в условиях современного кинематографа, а также о преимуществах камер Canon EOS для создания успешных фильмов.

Cinematographer and DoP Tristan Oliver on the set of Isle of Dogs.
Оператор-постановщик Тристан Оливер во время работы над удостоенным наград фильмом «Остров собак». Карьера Тристана в сфере кукольной анимации началась в 2005 году, когда он присоединился к Aardman Animations, а его первым совместным проектом с Уэсом Андерсоном стала картина «Бесподобный мистер Фокс» (2009 г.). © Fox Searchlight Pictures
A set on Wes Anderson's Isle of Dogs.
«Не бывает совершенно типичных сцен, однако это довольно стандартная небольшая сцена, — рассказывает Тристан. — Обычно мы выбираем матовые калибровочные мониторы EIZO и настраиваем их таким образом, чтобы изображение выглядело максимально близко к тому, с чем мы будем работать при обработке и добавлении визуальных эффектов. Второй монитор помогает свободно работать при открытии нескольких окон». © Тристан Оливер / «Остров собак»
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Понимание творческого видения

Тристан Оливер, оператор-постановщик удостоенного наград фильма Уэса Андерсона «Остров собак» (2018 г.), снятого с помощью камер Canon EOS-1D X (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III), начинает работу над проектами, стараясь полностью понять задумку режиссера. «Те, кто работает с Уэсом Андерсоном, знают о строгих правилах, — говорит он. — Он требует создания абсолютно симметричных кадров и сцен с плоским и равномерным освещением. Он также стремится к получению кадров с очень большой глубиной резкости. С другими режиссерами бывает иначе — они позволяют работать более свободно и предлагать свои идеи».

Тристан рекомендует познакомиться с режиссером и изучить его предыдущие работы, чтобы понять, в каком стиле предстоит работать на этот раз. Ему также нравится просматривать вместе с режиссером фотографии и видеоролики, которые были отобраны для понимания идеи. В итоге они договариваются о том, как должен выглядеть готовый фильм.

Тристан говорит, что для демонстрации собственных идей режиссеру можно создать короткометражный фильм, однако отмечает, что не стоит пытаться с первой попытки сделать все идеально — если ничего не получится, вы потратите время и деньги. Он также считает о важности наличия стартовой точки, которая позволит вам предложить режиссеру идею для обсуждения.

Cinematographer Dave Alex Riddett (right) stands on the set of stop motion animation early man.
Оператор-постановщик Дейв Алекс Риддетт (справа) и аниматор Уилл Белчер работают над фильмом «Дикие предки» в стиле кукольной анимации. © Studiocanal S.A. и Британский институт кино
Cinematographer Dave Alex Riddett sits on the steps of a model building.
Дейв также стал оператором-постановщиком номинированного на «Оскар» фильма Aardman Animations «Барашек Шон» (2015 г.). © 2014 Aardman Animations Limited и Studiocanal S.A.

Правильная конфигурация камеры

Дейв Алекс Риддетт, оператор-постановщик фильма «Дикие предки» (2018 г.), снятого с помощью камер Canon EOS-1D X, создавал первые фильмы, еще когда учился в школе, используя для этого фигурки Экшн-мэна и старую 8-мм камеру. Так зародилась его любовь к кукольной анимации. В середине 80-х он присоединился к команде Aardman Animations и работал над ставшими классикой фильмами о Уоллесе и Громите, такие как «Пикник на Луне» (1989 г.), «Неправильные штаны» (1993 г.) и «Проклятие кролика-оборотня» (2005 г.).

Дейву нравится как можно меньше времени тратить на постобработку. «В этом плане я довольно старомоден, — говорит он. — В наши дни даже для кукольной анимации очень часто используются CGI или созданные на компьютере сцены, однако мне больше нравится работать с камерой, чтобы вид конечной сцены определялся освещением. Мне проще работать в таком формате».

Конечно, такой подход подразумевает тщательное планирование и тестирование. Зачастую Дейв создает план освещения сцены еще до того, как приедут декораторы, отвечающие за ее внешний вид. «Когда они заканчивают работу, я обычно выполняю окончательную настройку освещения, поскольку к тому времени уже знаю, как будет двигаться камера».

Удобство работы со сценой — это важнейший фактор производства, ведь участникам процесса нужно не только найти позиции для камер и источников света, но и быть готовыми править положение кукол; этот фактор — также одна из причин выбора ими цифровых зеркальных и беззеркальных камер Canon EOS.

Более того, во время съемок операторы стараются найти нужную глубину резкости при работе с небольшими куклами и фокусировке на малых расстояниях. Это означает работу с закрытой диафрагмой, например f/16, и экспозицией длительностью несколько секунд, что наряду со скоростью съемки 24 кадра/сек. вовсе не способствует быстрому рабочему процессу. Даже при съемке с закрытой диафрагмой иногда приходится повторно работать над одной сценой — сначала для фокуса на персонажах и переднем плане изображения, а затем для создания четкого заднего плана.

A screenshot of the Dragonframe stop motion animation software showing the head of a puppet.
Встроенное ПО для кукольной анимации, совместимое с камерой Canon EOS R, увеличивает разрешение Live View при подключении к совместимому ПО, например Dragonframe, что позволяет аниматорам с удобством работать с композициями, полными мелких деталей.
Puppets of dogs and an astronaut positioned in front of a Canon EOS-1D X camera, with a green screen behind them.

История создания фильма Уэса Андерсона «Остров собак»

Оператор-постановщик Тристан Оливер рассказал нам о том, как проходил процесс создания этого фильма и почему для съемок потребовалось целых 80 мощных цифровых камер Canon.

Управление с компьютера

Поскольку большинство персонажей фильмов с кукольной анимацией двигаются с помощью внешних креплений, некоторые сцены нужно создавать несколько раз — как с персонажами и креплениями, так и без них. Это означает необходимость в воссоздании освещения и движения камеры. Управление краном, на котором закреплена камера, с компьютера позволяет с высокой точностью повторять движения камеры, а также помогает аниматорам возвращаться к уже отснятым кадрам и исправлять ошибки.

Камеры также управляются с компьютера с помощью стандартной для индустрии кукольной анимации программы Dragonframe, созданной аниматором Джейми Калири и его братом Дьями. Джейми — удостоенный наград режиссер и мультипликатор, который в том числе приложил руку к созданию картины «Маленький принц» (2015 г.), созданной с помощью камер Canon EOS 6D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 6D Mark II), и фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья» (2004 г.). Его брат — разработчик программного обеспечения, что позволило Джейми разработать специальное ПО, необходимое создателям кукольной анимации.

Программа Dragonframe в значительной мере совместима с камерами Canon EOS — она использует изображения, демонстрируемые в режиме Live View, и располагает их среди уже созданных кадров, предлагая пользователю предварительный просмотр конечных изображений. Сцены обычного фильма создаются в определенной последовательности, однако сцены фильмов с кукольной анимацией могут одновременно записываться с несколькими версиями одних и тех же персонажей. Оператор-постановщик может перемещаться между разными сценами, а на съемках полнометражного фильма может быть задействовано более 50 камер. Очень важно, чтобы каждая камера работала на должном уровне и создавала изображения, соответствующие выбранному стилю.

A screenshot of the Dragonframe stop motion animation software demonstrating focus peaking.
Усиление контуров фокусировки (на изображение показано красным) отмечает область сцены с самой высокой контрастностью, что обычно соответствует областям в фокусе, — это позволяет аниматорам убедиться в правильной настройке фокусировки.
A screenshot of the Dragonframe stop motion animation software demonstrating how the firmware upgrade produces a Live View image that's twice the size of the image from a Canon EOS 5D Mark IV.
Со встроенным ПО для кукольной анимации пользователи камеры Canon EOS R получают изображение Live View с разрешением вдвое большим, чем на камере Canon EOS 5D Mark IV.

В частности, Джейми рекомендует использовать для создания фильмов в стиле кукольной анимации беззеркальную камеру Canon EOS R. «Когда мы впервые увидели Canon EOS R, мы подумали, что эта камера может стать новым стандартом для кукольной анимации. В ней нет системы подвижных зеркал, она оснащена большим полнокадровым датчиком с разрешением 30 МП и достойно справляется при слабом освещении… Для кукольной анимации это идеальная конфигурация».

Создатели Dragonframe обсудили с экспертами Canon возможные изменения в программе, которые помогли бы создателям фильмов с кукольной анимацией, что в результате позволило создать встроенное ПО для кукольной анимации. Эта версия ПО повышает разрешение просмотра изображения в режиме Live View с 960x640 до 1920x1280, что позволит аниматорам следить за небольшими деталями. Также мы добавили усиление контуров фокусировки через USB, что позволяет видеть подсказки в окне Dragonframe — больше никаких поводов беспокоиться о неправильном положении фокуса.

«Обычно мы не рискуем и не делаем заявлений о том, какая камера лучше всего подходит для кукольной анимации, ведь у всех свои предпочтения, — говорит Джейми. — Однако все в Dragonframe очень вдохновились этой камерой, и мы считаем, что она может стать стандартом для профессионального создания материалов с кукольной анимацией».

Улучшенный режим Live View помогает с плавной передачей движения и позволяет точно располагать мелкие детали в кадре и фокусироваться на них, в частности когда при смене кадра меняется выражение лица персонажа.

«Некоторые куклы создаются с очень маленькими глазами, и может казаться, что фокусировка выбрана точно, однако в высоком разрешении заметны все мелочи, — говорит Джейми. — Аниматоры беспокоятся о небольших ошибках, которые могут оказаться заметны, поэтому обращают особое внимание на мелкие детали и точность движений кукол».

Автор Angela Nicholson


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас