СТАТЬЯ

Изучаем творческие возможности мультиэкспозиции

A multiple exposure image of a doorframe outlined in red light. The shape appears to emerge from the sea and is set against a rocky backdrop.
Это потрясающее изображение было создано коммерческим фотографом Робом Пейном с использованием техники мультиэкспозиции на камере Canon EOS R6. Роб вместе со съемочной группой отправился на побережье графства Дорсет, Англия, чтобы запечатлеть скалистую береговую линию, а с помощью трафаретов и техники светографики создал эффект красного дверного проема на фоне отснятого пейзажа. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 24 мм, 2,9 сек., f/8 и ISO 12 800 (дверь); 24 мм, 16,3 сек., f/8 и ISO 12 800 (фон). © Роб Пейн

От уникальных портретов, совмещенных с красивыми орнаментами, до многослойных абстрактных изображений, содержащих как резкие, так и расплывчатые элементы, — мультиэкспозиции помогут иначе взглянуть на уже знакомые вам объекты съемки. Мультиэкспозиция берет свое начало с 1860-х, когда фотографы использовали технику двойной экспозиции, однако камеры стали гораздо технологичнее, и эта техника стала использоваться как инструмент для творчества, ведь ее можно использовать для разнообразной работы с различными объектами.

В этой статье мы пообщались с двумя фотографами, которые используют встроенную в камеры Canon функцию мультиэкспозиции для реализации различных проектов: один из проектов был тщательно спланирован, а его результат был построен на точности и тщательном анализе, а второй отличается гораздо более спонтанным подходом и посвящен съемке спортсменов во время матча. Мы также расскажем о том, как использовать технику мультиэкспозиции на камерах Canon.

A multiple exposure image of a female tennis player running for the ball to return a shot at the 2019 Wimbledon Championships Girls' Singles final.
Мэтт Бен Стоун использовал функцию мультиэкспозиции на камере Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III), чтобы подчеркнуть силу и ловкость девушек, играющих в финале одиночного теннисного турнира Уимблдон 2019 года. Снято с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM) и следующими параметрами: 1/1600 сек., f/5.6 и ISO 320. © Мэтт Бен Стоун

Функция мультиэкспозиции в камере

Камеры Canon EOS 90D, EOS 7D Mark II, EOS 6D Mark II, EOS 5D Mark IV и EOS RP имеют в меню съемки отдельную функцию съемки с мультиэкспозицией, которая позволяет автоматически совмещать от двух до девяти снимков в одно конечное изображение без внешнего ПО. Камера позволяет регулировать экспозицию каждого слоя для создания конечного изображения со стандартными настройками экспозиции, однако этим набором параметров можно управлять и вручную.

Профессиональные камеры, такие как Canon EOS R5, EOS R6 и EOS-1D X Mark III, предлагают целый ряд возможностей, включая функцию сохранения исходных изображений мультиэкспозиции наряду с итоговым изображением. В них также доступны два дополнительных способа наложения или совмещения изображений — более того, есть возможность выбора скорости непрерывной съемки при работе с подвижными объектами.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Использование встроенных режимов объединения — аддитивного, усредненного, яркого или темного — поможет в создании различных творческих эффектов, которые повлияют на внешний вид конечного изображения. Аддитивный режим просто накладывает одно изображение на другое, объединяя их яркость, поэтому объединение двух изображений с одинаковой экспозицией приведет к созданию изображения с яркостью на одну ступень выше. Усредненное объединение автоматически корректирует экспозицию в областях наложения, чтобы избежать эффекта передержки.

В ярком режиме приоритет экспозиции отдается светлым областям изображения — их яркость сохраняется при наложении, в то время как яркость темных участков, например ночного неба, не изменяется. И наоборот, в темном режиме приоритет экспозиции назначается темным областям изображения — их яркость при наложении сохраняется без повышения яркости светлых участков.

Во время съемки предварительный результат можно отслеживать на дисплее Live View (или электронном видоискателе беззеркальной камеры), чтобы точно выбирать последующие композиции. Также можно отменить наложение последней экспозиции и сделать другой снимок.

Даже если ваша камера не поддерживает съемку мультиэкспозиций, вы можете добиться схожего эффекта с помощью инструмента Compositing (Стекинг по фокусу) в программе Canon Digital Photo Professional (DPP). В DPP доступен целый ряд творческих возможностей, например изменение резкости и положения каждого изображения в рамках мультиэкспозиции, а также несколько режимов совмещения на выбор.

Мультиэкспозиции и светографика

Коммерческий фотограф Роб Пейн получил задание на маркетинговую съемку камеры Canon EOS R6 и вместе со своей съемочной группой отправился на локацию, чтобы продемонстрировать потрясающие возможности съемки при слабом освещении, воспользовавшись функцией мультиэкспозиции камеры.

Его мультиэкспозиции объединяют в себе ночной пейзаж и кадры с элементами светографики, для которых использовались фонари и дрон.

Съемочная группа вырезала ряд трафаретов из пенопласта, чтобы затем создать из них шаблоны для светографики. На локации эти трафареты подсвечивались фонарем красного оттенка, после чего накладывались на изображения прибрежного пейзажа с помощью функции мультиэкспозиции камеры Canon EOS R6.

Rob Payne taking a multiple exposure photograph of a rocky coastline. A stencil of a doorframe is positioned in front of the camera.
Роб создал трафарет в форме двери из пенопластовой панели, а также сохранил исходные фотографии наряду с результатом мультиэкспозиции.
Rob Payne photographs a rocky coastline. A drone is being used to "paint" red light onto the surface of the water.
Дрон со светодиодным источником света помог в создании красного отражения в воде, а налобные LED-фонари использовались для работы с трафаретами и техникой светографики. Красный гель был применен на всех источниках света для создания единообразного цветового оттенка.
A macro shot showing the inside of a yellow poppy with dew droplets on the petals.

Увеличение глубины резкости с помощью фокус-стекинга

Три фотографа Canon, специализирующиеся на пейзажной и макросъемке, рассказывают, как использовать фокус-стекинг, чтобы добиться резкости на всей площади изображения.

«Перед наступлением темноты мы тщательно все спланировали и расположили камеру так, чтобы все объекты на снимке получились нужного размера, — поясняет Роб. — Мы поместили трафарет на некотором расстоянии, чтобы нужная форма имела необходимые пропорции на конечном изображении».

«Удобство режима мультиэкспозиции на камерах Canon заключается в возможности посмотреть на дисплее, как именно будет выглядеть конечное изображение, а не угадывать его внешний вид по одиночным экспозициям. Поэтому после съемки трафарета мы просто изменили композицию, чтобы поместить его в окружение пейзажа».

«Сочетание первой и второй экспозиций позволило нам понять, где нужно расположить дрон, чтобы нарисовать с его помощью отражение красного света в воде для третьей экспозиции. После съемки дрона мы еще немного поработали со светографикой. Это был лишь пример методичной работы с каждой составляющей мультиэкспозиции, а затем, когда у нас была уверенность в результате, повторение этого процесса в обратном порядке».

Роб решил сохранить не только конечные мультиэкспозиции, но и исходные изображения, для чего воспользовался меню мультиэкспозиции на камере Canon EOS R6. «Это значило, что мы можем выбрать в качестве начального изображения другой трафарет с карты памяти, если с выбранным изначально возникнут проблемы либо мы сможем найти нечто идеальное, — рассказывает он. — Этот метод также позволяет редактировать каждое из изображений отдельно, если вы захотите убрать с кадра лишние объекты при постобработке».

A multiple exposure image of a rocky coastline. The shape of a crescent moon, outlined in red light, can be seen in the sky.
Для этой фотографии, созданной с помощью трафарета с изображением луны, Роб выбрал баланс белого для дневного света, чтобы сделать акцент на качественной передаче синего оттенка при экспонировании естественного освещения. Для каждого кадра мультиэкспозиции можно выбрать свой режим баланса белого, что позволяет без лишних усилий совмещать изображения, созданные в разных условиях освещения. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 24 мм, 3,5 сек., f/16 и ISO 12 800 (луна); 32 мм, 60 сек., f/8 и ISO 12 800 (фон). © Роб Пейн

Роб использовал два штатива, чтобы ускорить процесс — один был настроен под пейзажную композицию, а второй — под трафарет. «Мы нашли место прямо возле выбранной пейзажной композиции, где смогли установить пенопластовую доску и несколько источников света. Затем мы нашли где-то между штативами интересные камни, после чего с помощью пластины быстрого отсоединения переместили камеру в новое место».

«Перемещение камеры, повторная настройка фокусировки и создание разных экспозиций — из-за столь сложного процесса на создание каждой мультиэкспозиции у нас уходило около 5–7 минут. У нас не было возможности создать сотни таких изображений, поскольку мы были ограничены наступлением темноты. Датчик Canon EOS R6 оказался поразительно чувствительным. Он улавливал детали, которые было невозможно увидеть невооруженным глазом. Однако это значило, что даже при съемке в 2 часа ночи камера обеспечивала высокую яркость неба на снимках. Нам нужно было компенсировать это с помощью уменьшения экспозиции и создания более сложного светового рисунка на фоне пейзажа».

Непрерывная мультиэкспозиция для съемки движения

Удостоенный наград фотограф Мэтт Бен Стоун оценил свободу творчества, когда получил возможность поработать с функцией мультиэкспозиции в камере на финале одиночного турнира по теннису среди девушек в Уимблдоне 2019 года.

Мэтт профессионально занимается коммерческой съемкой, однако приехал на матч, чтобы посмотреть игру между украинкой Дарьей Снигур и американкой Алексой Ноэл. Однако он также решил воспользоваться шансом и поэкспериментировать с функцией мультиэкспозиции на камере Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III).

«Я хотел запечатлеть движение, силу и эмоции игроков, — рассказывает он. — У меня было желание создать изображение, которое не только помогло бы оценить их движение, но и стало бы отдельным объектом фотоискусства».

A multiple exposure photograph of a female player serving at the 2019 Wimbledon Championships Girls' Singles final.
Мэтт обнаружил, что мультиэкспозиция выглядит особенно хорошо при съемке подачи, поскольку во время подачи игрок находится практически на одном месте, однако при этом ему было важно запечатлеть и движение. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/5.6 и ISO 320. © Мэтт Бен Стоун
A multiple exposure made up of three images taken during the 2019 Wimbledon Championships Girls' Singles final.
Мэтт выбрал для мультиэкспозиции в камере усредненный режим совмещения. На этом кадре камера автоматически применяет отрицательную компенсацию экспозиции для каждого снимка, чтобы избежать передержки конечного изображения. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 140 мм, 1/800 сек., f/5.6 и ISO 320. © Мэтт Бен Стоун

В отличие от методичного подхода Роба к созданию слоев, Мэтту приходилось работать как можно быстрее, поэтому он обратился к режиму непрерывной мультиэкспозиции. Чтобы продумать момент для съемки, Мэтт изучил движение игроков между подачами. «Я выделял участок на газоне и ждал, пока игрок окажется в этом месте. Так я знал, что позиция игрока и отметки на корте не будут создавать слишком заметного конфликта».

Он выбрал на своем телеобъективе Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM фокусное расстояние 200 мм, чтобы сделать акцент на игроках, однако поддерживать одинаковое положение разметки корта в кадре было довольно сложно. «Даже с небольшим смещением разметка заполнила бы весь итоговый снимок, однако стабилизация изображения помогла создать кадры высокой четкости», — говорит он.

Как и ожидалось, такой метод проб и ошибок не сопровождался большим количеством удачных изображений. Мэтт говорит, что за весь матч ему удалось создать всего 13 неплохих кадров. «Самые лучшие из них — это те, на которых можно без труда увидеть ловкость и силу в движениях игроков, то есть попытки достать до мяча, подачи и подброс мяча в воздух, когда все движение можно запечатлеть от начала до конца».

A multiple exposure image of a gymnast performing a backflip.
Мэтт также экспериментировал с техникой мультиэкспозиции во время студийной съемки с каскадером и бывшей гимнасткой Эллетт Крэддок. С помощью длительной выдержки и студийной вспышки ему удалось передать схожее чувство движения. «Во время движения танцора камера использует естественное освещение, а срабатывание вспышки при длительной экспозиции позволяет создать четкое изображение», — поясняет он. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1,3 сек., f/7.1 и ISO 50. © Мэтт Бен Стоун

Для быстрого создания последовательности кадров Мэтт обычно выбирает выдержку 1/2000 сек. и переключает камеру в бесшумный высокоскоростной режим работы затвора. «Даже в таком случае я знал, что камеру можно услышать, поэтому должен был учитывать этот фактор при создании изображений».

«Я экспериментировал с разным числом экспозиций, но понял, что 3–4 кадра создают наилучший эффект, иначе итоговое изображение получается слишком перегруженным. В этой ситуации я не мог следить за наложением экспозиций с помощью режима Live View, поэтому работал с видоискателем».

Тем, кто хочет использовать мультиэкспозицию для изучения съемки движения, Мэтт рекомендует, помимо терпения, стремиться к простому исполнению. «Я бы посоветовал забыть о сложных композициях и придерживаться минимализма. Например, стоит выбрать футбол или волейбол и запечатлеть происходящее на фоне ясного синего неба — такой подход станет отличным выбором».

Автор Marcus Hawkins


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас