СТАТЬЯ

Уличная съемка с контровым светом:
история, технические приемы и оборудование

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of bathers in silhouette at Sea Point swimming pool in Cape Town, South Africa.
Бывший амбассадор Canon Ким Ладбрук создал эту фотографию в бассейне Sea Point в Кейптауне, ЮАР, и сделал ее заглавным изображением своего ретроспективного фотопроекта из кадров, созданных с резким контровым светом. «Эта фотография создает нужный эффект, перенося зрителя в "эфирный мир", мир иллюзий», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 50mm f/1.4 USM и следующими параметрами: 1/8000 сек., f/4.5 и ISO 100. © EPA/Ким Ладбрук

Иногда изображение вызывает у зрителей вопросы, но не дает на них ответы. Где создана фотография? Что изображено на снимке — море или бассейн? Кто эти силуэты в кадре? Поскольку видны лишь контуры, невозможно понять, кто эти люди и как они выглядят. Такие загадки привлекают внимание…

На самом деле люди на этой фотографии купаются в одном из общественных бассейнов Кейптауна, а снимок сделал фотожурналист из ЮАР и бывший амбассадор Canon Ким Ладбрук. Кадр вошел в его захватывающий проект Contre-Jour (Контражур), для которого в прошлом году была организована выставка в галерее FotoZA.

Ким занимает должность ведущего регионального фотографа по Африке в Европейском пресс-фотоагентстве (ЕПА): за последние 15 лет он создал целое портфолио из кадров с событий мирового масштаба — от похорон Нельсона Манделы и инаугурации Барака Обамы до международных спортивных мероприятий. Четыре года назад он заметил свое пристрастие к съемке с контровым светом и решил реализовать эту идею в формате нового фотопроекта. Этот технический прием, также известный как контражур — «против солнца» с французского — берет свое начало в живописи, а его основной особенностью является высокая контрастность.

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of revellers at the AfrikaBurn festival silhouetted against a large inflatable tent.
Ким делал снимки с контровым светом, работая над другими проектами. «Я был на задании и фотографировал фестиваль AfrikaBurn в национальном парке Танква Кару в ЮАР, когда увидел этот огромный надувной тент посреди пустыни, — говорит Ким. — Я заметил, что солнце за тентом обеспечивает нужное контровое освещение». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 40mm f/2.8 STM и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/5.6 и ISO 50. © EPA/Ким Ладбрук
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«В съемке с контровым светом мне нравится, что все изображение делится на светлые и темные участки, и в кадре не остается ничего "между", — говорит Ким. — Таким образом можно убрать все детали в кадре и создать эти сюрреалистичные пейзажи, на которых люди остаются лишь силуэтами». Он называет такие композиции «эфирным миром» — отдаленным от повседневной жизни медитативным пространством, где нет ничего невозможного.

Он решил посмотреть свои старые работы и нашел ряд фотографий, включая кадры 15-летней давности, для создания которых использовалась техника съемки против источника света. Изначально этот стиль фотографии привлекал его только с точки зрения прагматизма. «Фоторедактор в крупном новостном издании просматривает тысячи фотографий каждый день. Он впервые видит изображение в виде миниатюры — так фотографии с контровым светом помогают выделиться из толпы». Столь яркая техника создания фотографий, по словам Кима, лучше подходит для одиночных изображений, а не для фотоэссе — в противном случае, такой снимок может лишить внимания остальные фотографии в повествовании. Ким выбрал около 150 изображений из архива, затем сократил этот список до 35 и отправился дополнять проект новыми фотографиями.

«Большинство фотографов проходят через зарождение концепции, ее формирование и последующий выбор способов реализации — в этот раз для меня все прошло естественно», — говорит он. Большинство изображений были созданы во время работы над другими проектами. Однако кадр с бассейном, к примеру, пришелся на вечернюю прогулку после съемки соревнований по маунтинбайку. Еще несколько фотографий были сделаны на AfrikaBurn, южноафриканском аналоге фестиваля Burning Man, который ежегодно проводится в национальном парке Танква Кару.

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of a young man performing a backflip silhouetted against the waters of Lake Kivu in DR Congo. Taken by Kim Ludbrook.
Заходящее солнце отражается в воде и создает блики в кадре. «Я отправился в ДР Конго, чтобы создать фотоэссе о крупных лагерях для беженцев возле города Гома. Я уже возвращался в гостиницу, когда заметил мальчишек, которые крутили сальто с причала в озеро Киву», — говорит Ким. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24mm f/1.4L II USM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/5.6 и ISO 200. © EPA/Ким Ладбрук

Эффектные уличные фотографии

Ким начинал с фотожурналистики и до сих пор не создает постановочных изображений. Он отправляется на улицу в то время, когда освещение самое интенсивное, — через полчаса после восхода солнца или за полчаса до его захода. «В Европе самый резкий свет наблюдается осенью или зимой, поэтому в эти месяцы вам будет проще создать кадр со столь высокой контрастностью. Между светлыми и темными участками кадра наблюдается до 7 ступеней экспозиции». Он бродит по округе и ищет элементы, которые могли бы стать интересным задним планом для фотографии — такие как неоновое сердце, натянутое между пальмами на пляже Кампс-бэй в Кейптауне.

«Когда свет достигает нужной точки, я дожидаюсь, пока в кадре начнут двигаться люди, а затем создаю около 15–20 фотографий, — говорит он. — Я настраивал экспозицию в ручном режиме, однако Canon EOS 5D Mark IV настолько точная, что можно использовать ее режим приоритета диафрагмы со значениями в диапазоне f/2.8 – f/4.5, чтобы камера экспонировала кадр для создания силуэтов».

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of a neon heart strung up above figures in silhouette at Camps Bay Beach in Cape Town.
«Это сердце на веревке, натянутой между пальмами на пляже Кампс-бэй в Кейптауне, привлекло мое внимание, и я захотел сделать фотографию с ним на заднем плане, — говорит Ким. — Я вышел на дорогу, и меня чуть не сбила машина, пока я искал нужное освещение». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 40mm f/2.8 STM и следующими параметрами: 1/4000 сек., f/5.6 и ISO 100. © EPA/Ким Ладбрук

Основной объектив Кима — это модель Canon EF 40mm f/2.8 STM, которую он называет «секретным оружием в своем арсенале устройств Canon». Он незаметный, светосильный и тихий, что делает его идеальным выбором для уличной фотографии. «Я знаю многих ведущих фотожурналистов из ЮАР, которые действительно полюбили этот 40-мм объектив. На камере Canon EOS 5D он выглядит настолько компактным, что люди даже не замечают, когда вы их снимаете. Этот объектив также здорово передает теплые тона, что позволяет успешно применять его в условиях местного африканского освещения».

На съемки спортивных мероприятий он берет с собой две камеры Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) и объективы Canon EF 100-400mm f4.5-5.6 L IS ll USM, Canon EF 70-200 f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM) и Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM. «Для съемки спорта, а иногда и новостных репортажей, нужны зум-объективы, поскольку вы ограничены в выборе позиции, но для 99% новостных сюжетов и фотопроектов я использую фикс-объективы, — говорит Ким. — Они привлекают внимание, заставляют тщательно подходить к выбору композиции и обеспечивают исключительное качество. Я выжимаю максимум из оборудования, но эти объективы L-серии невероятно прочные, и это еще одна причина, по которой я люблю их».

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of two figures in silhouette walking through Victoria Falls, Africa.
«После работы в Замбии над проектом, посвященным малярии, я отправился на прогулку к водопаду Виктория. На этой фотографии можно увидеть, насколько сильный поток воды обрушивается на посетителей этого места». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 28mm f/2.8 IS USM и следующими параметрами: 1/30 сек., f/2.8 и ISO 1600. © EPA/Ким Ладбрук
A ship sails on a misty sea at dawn.

Как сформировать уникальный стиль пейзажной фотографии

Пейзажный фотограф Кевин Феннер делится техническими приемами создания пейзажных фотографий, которые выделят вас среди конкурентов.

Шаг в мир печати

На повседневной основе Ким работает с цифровыми изображениями на мониторе, поэтому редко видит печатные версии своих фотографий, уже не говоря о высококачественных отпечатках форматов A1 и A0. Он практически не редактировал изображения на этапе постобработки, лишь перевел их в черно-белый формат. «Камера Canon EOS 5D обеспечивает столь высокое качество изображения, что мне остается лишь немного увеличить резкость и контрастность, а также понизить яркость в определенных участках кадра».

Ким начал свою карьеру в 1990-е и помнит, как несколько месяцев осваивал пленочные камеры и ручной люксметр, раз за разом неправильно экспонируя кадр, прежде чем вышел на должный уровень мастерства. — Тогда ты нажимал на кнопку спуска затвора и тут же получал фотографию. Необходимо было настроить экспозицию с точностью до 1/3 ступени и выбрать идеальную композицию, — говорит он. — Я начинал в ту эпоху, когда у фотографов не было права на ошибку, и сохранил тот подход до сих пор, хотя теперь мне доступны компьютеры невообразимой мощности. Я думаю, это подходящее название для них. Это уже не просто камеры, а настоящие компьютеры».

Он попросил специалистов Canon помочь ему и подготовить печатные версии фотографий на принтере Canon imagePROGRAF PRO-4000. «Я фотожурналист и владею навыками для работы в своей области, но я не профессионал в ретуши и не знаю, как напечатать изображения, чтобы они выглядели абсолютно так же, как на экране монитора. Мой совет — обратитесь к людям, которые владеют навыками постобработки, например в типографию с хорошими отзывами (в моем случае это Canon), или пройдите обучающий курс».

A black-and-white image from Kim Ludbrook's Contre-Jour retrospective of a ballet dancer silhouetted against the curtain, backstage at Joburg Ballet, South Africa.
Танцоры готовятся к финальной репетиции в платьях перед постановкой «Золушки» в городском театре Йоханнесбурга. «У меня сложились хорошие отношения с местной балетной труппой, и они разрешают мне фотографировать на своих репетициях в костюмах, — говорит Ким. — Я создаю и кадры с классической перспективой, но также люблю снимать из-за кулис, поскольку так можно получить необычные изображения». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/1.4 USM и следующими параметрами: 1/640 сек., f/1.4 и ISO 3200. © EPA/Ким Ладбрук

Печатая изображения, Ким понял, что для этого важно всегда фотографировать в формате RAW — эта опция была недоступна на более ранних этапах его карьеры. «RAW остается эталоном не просто так; в этом формате качество изображения поражает воображение. Теперь я всегда работаю в двух форматах — сохраняю файлы RAW на одну карту памяти, а файлы JPEG на другую».

Посмотрев на свои фотографии с контровым светом в рамках выставки, Ким отметил, что иначе открыл для себя их смысл. «Когда они висят на стенах арт-галереи, меняется их посыл, — говорит он. Однако поиск таких работ в своем архиве и создание из них единого проекта также заставило его оценить оригинальную причину их создания. «Для фотографа работа в новостном агентстве — это интенсивная и стрессовая форма деятельности. Я сейчас говорю даже не о съемках в конфликтных зонах, которыми я также занимался, а об общей загруженности, ведь вы работаете над потоком проектов».

«Я не так часто возвращаюсь к своим старым работам, поэтому получив такую возможность, я чувствую себя счастливым. Фотографировать состояние общества — это большая привилегия. Я видел человечество в лучших и худших его проявлениях. В 2020 году мир переполнен информацией и меняется очень быстро. Важно, чтобы в нашей сфере работало больше честных и достойных фотожурналистов. Это необходимо, чтобы объективно рассказать о происходящем в мире».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Кима Ладбрука

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

The contents of Kim Ludbrrok’s kitbag – three Canon cameras and 4 lenses – laid out on a table.

Фотокамеры

Canon EOS 5D Mark IV

30,4-мегапиксельный датчик изображения камеры EOS 5D Mark IV позволяет получать снимки с высокой детализацией даже в ярко освещенных и сильно затененных участках кадра. «Это лучшая цифровая камера, которую я использовал в наш век цифровых технологий, — говорит Ким. — Ее несравненное качество изображения и прочная конструкция помогают справляться с трудностями моей работы».

Canon EOS-1D X Mark III

Новое поколение камеры Canon EOS-1D X Mark II с датчиком изображения 20,1 МП и возможностью съемки со скоростью до 20 кадров/сек. — это идеальный инструмент для творчества, который располагает системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении.

Canon EOS RP

Компактная, легкая и простая в управлении полнокадровая беззеркальная камера для творческих личностей, которые всегда в движении.

Объективы

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Высокая светосила и скорость фокусировки компактного стандартного объектива EF 50 мм f/1.4 USM с прекрасными характеристиками делает его надежным и высокоэффективным спутником фотографа в любой области фотографии.

Canon EF 40mm f/2.8 STM

Компактный плоский объектив с большой светосилой, который прекрасно подойдет для путешествий и фотосъемки общего назначения. «Это секретное оружие в моем арсенале устройств Canon, — говорит Ким. — Этот объектив здорово передает теплые тона, что позволяет успешно применять его в условиях местного африканского освещения».

Canon EF 35mm f/2 IS USM

Этот фикс-объектив 35 мм располагает системой стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным 4 ступеням выдержки, и максимальной диафрагмой f/2, что делает его идеальным решением для съемки в условиях слабого освещения.

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM

Профессиональный зум-объектив серии L со стабилизатором изображения и покрытием ASC для непревзойденной резкости при съемке спортивных событий и дикой природы.

Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM

Новое поколение объектива Canon EF 70-200mm f/4L IS USM, который так нравится Киму. Телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием и профессиональными характеристиками обеспечивает стабилизацию изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням выдержки, и фокусировку с помощью ультразвукового мотора кольцевого типа.

Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM

Супертелеобъектив с большой диафрагмой и профессиональными характеристиками — идеальный вариант для съемки спортивных соревнований, дикой природы и новостных сюжетов.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас